Дыхание зрительного зала не заменить ничем

…Когда-то на этой сцене блистал Иннокентий Смоктуновский. Тогда, лет 70 назад, он не играл еще Гамлета, но уже великолепно смотрелся в роли Хлестакова, в шекспировских спектаклях, даже в роли слуги.

Много воды утекло с тех пор. Поднимался и опускался занавес, гремели аплодисменты, сопровождая выход артистов на поклон. Приходившая в театр молодежь с годами, становясь опытными менторами, превращалась в педагогов театрального искусства.

Всему свое время. Не шутка: 100 лет исполняется в этом году Русскому драматическому театру им. М. Горького в Махачкале.

Это первый профессиональный театр в республике, который был открыт в 1924 году решением Наркомпроса Дагестана.

Театром руководили замечательные актеры и педагоги Борис Байков и Николай Шатров. А уже в 1926 году по предложению наркома Дагестана А. Тахо-Годи театр возглавил Н. Синельников.

Театр был первым учителем и воспитателем театрального зрителя Дагестана.

Как живет коллектив сегодня? Как готовится к юбилею? Об этом и не только наш разговор с главным режиссером театра Скандарбеком Тулпаровым.

Наша справка. Скандарбек Даниялович Тулпаров – заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РД, лауреат Государственной премии им. Г. Цадасы.

В 1982 году окончил актерское отделение Высшего театрального училища имени Бориса Щукина в Москве, в этом же училище в 1991 году окончил отделение режиссера драмы. С 1993 года является главным режиссером Русского драматического театра им. М. Горького.

В 1998 году окончил аспирантуру в Москве.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РУССКИХ ТЕАТРОВ

– В дни празднования юбилея – с 1 по 6 октября мы проведем Международный фестиваль русских музыкальных театров «Русская сцена», – рассказывает Скандарбек Даниялович.

– Приглашены лучшие театры – из Москвы, Петербурга, Северной Осетии-Алании, Ингушетии – всего 11 театров. Репертуар пока оговаривается, труппы дадут свои спектакли и останутся до 6 октября, на этот день намечены главные торжества.

На торжественном мероприятии весь коллектив соберется на сцене, где на заднем фоне будет большое панно, на котором изображены все актеры, ушедшие от нас. Мы хотим вспомнить их, и чтобы в этот день они были с нами.

Нас будут поздравлять чиновники, творческие коллективы, различные организации. Лучшим актерам будут присвоены звания, вручены награды. Выступят со сцены наши ветераны. Многие сегодня живут в Москве, мы их тоже пригласили.

Во втором отделении наши артисты дадут концерт, который пройдет в виде капустников из актерской жизни.

 

НАЧАЛО

– Конечно, мне хотелось бы, чтобы перед открытием наших мероприятий прошел парад военных: все в парадной форме, на конях…

– Откуда такое странное желание?

– Дело в том, что театральное движение в Дагестане зародилось еще до 1924 года. В царское время в Буйнакске, (тогда Темирхан-Шура) находились военные гарнизоны, где служили молодые офицеры со всей России.

Они приезжали со своими женами, которым было скучно в гарнизонах, и они основали свой театр. Со временем участниками его стали офицеры. Конечно, театр был народным, непрофессиональным, тем не менее это было начало русского театра в Дагестане.

Поэтому я лелею мечту провести парад, отдать дань офицерам, стоящим у истоков театра. Но, к сожалению, этот проект невозможен из-за отсутствия финансирования.

 

«ПАССАЖИРКА»

– Скандарбек Даниялович, какой спектакль представит театр в рамках юбилея?

– Хочу оговориться, что откроет фестиваль театр из Москвы, мы же выступим последними и закроем фестиваль.

Для этого подготовили спектакль по произведению польской писательницы Зофьи Посмыш «Пассажирка». В постановке участвует весь коллектив театра.

Показано послевоенное время, когда фашисты пытались оправдаться в своих поступках. Всеми силами доказывали, что они боролись с режимом, что не имеют отношения к злодеяниям.

На сцене будет установлен корабль с каютами, палуба наверху. Корабль будет превращаться в Освенцим, потом уже в наши дни: как символ – корабль нашей жизни.

Все было в нашей жизни: и плохое, и хорошее, очень интересно закручен сюжет.

В следующем году мы будем отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, этот спектакль мы представим и к этому юбилею.

 

ТОМСК

– Вы работаете в Русском театре более 30 лет. До Вас никому такое не удавалось: на должности главного режиссера никто не задерживался больше 5-ти лет…

– Я пришел в театр в 1993 году. Это было трудное время: рухнула одна система, а другая не была еще построена. Разгул криминала, люди боялись выходить по вечерам на улицу. Кто бы приехал в Дагестан в то время?

А театр нужно было вести дальше, поднимать русскую литературу, развивать русскую психологическую школу.

А я вырос в Сибири, в городе Томске, русскую культуру впитал с детства.

Так сложилось в жизни, что моего деда Гаджи Тулпарова расстреляли как кулака в 1935 году. Всю семью выслали в Сибирь. Отцу, Даниялу Гаджиевичу, было всего 3 года.

Когда мы вернулись в Дагестан, он работал начальником Строительно-монтажного управления, и многие дома в Махачкале стоят как памятники моему отцу.

Я пришел в Дагестан, как носитель русской культуры, а здесь окунулся в местную национальную среду. И, видимо, в тот момент нужен был человек, который имел основу русской культуры с пониманием местной.

Моей задачей было сделать так, чтобы Русский театр не был чужим для дагестанцев, а стал своим и понятным: адаптировать, сохраняя форму русской культуры.

Я ездил по всей стране, привозил актеров, уговаривал работать в Дагестане. Хотел сохранить театр как национальный русский, а не просто как русскоязычный.

 

ПОСТОЯННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

– Другой момент, который хотелось бы отметить, это постоянное чувство, что необходимо обновление и развитие – как самому, так и театру.

В 1998 году, уже будучи главным режиссером Русского театра, я почувствовал, что нужно учиться: поступил и окончил аспирантуру в Москве, стал преподавателем режиссуры.

Я полагаю, что основная причина, почему главные режиссеры не держались здесь больше 5-ти лет, это то, что у них не было желания развиваться.

Они приходили с определенным багажом, которого хватало на несколько лет. Потом он, багаж, заканчивался, а нового не было, потому что не было развития.

Они отправлялись в другой регион со своими привычными наработками, которые использовали на новом месте.

Обновление необходимо для успешной работы, спектакли не должны быть похожими друг на друга. Вообще, если убрать фамилию режиссера из титров спектакля, зритель должен догадаться, кто его создатель.

То есть каждый режиссер должен иметь только ему присущий почерк, собственную манеру постановки спектакля.

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Башенная архитектура Дагестана

Дагестан всегда был ареной борьбы народов и государств за обладание Каспийскими воротами от Черного к Каспийскому морю, из Юго-Восточной Европы в...

Циркониевая улыбка – дорогой, но практичный подарок

9 февраля стоматологи всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Наша редакция поздравляет специалистов этой сферы и благодарить за их...

Законы, вступающие в силу в феврале

Один из законопроектов в январе Госдума приняла за неделю, так что до конца февраля она может внести еще много новых...

Как вернуть товар продавцу?

Возврат товара – это тот случай, когда даже небольшая деталь имеет значение. В двух словах на вопрос, как вернуть покупку в магазин, ответить...
spot_imgspot_img

Дагестанские вольники отмечены правительственными наградами РД

Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов встретился с призерами и победителями XXXV Международных соревнований по вольной борьбе среди мужчин и...

Завершился первый турецкий сбор «Динамо»

Столичное «Динамо» во втором контрольном матче на сборе в Турции встречалось с «Борацем» – командой из Боснии и Герцеговины....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам