Свободный от зависимости

Интервью с человеком, поборовшим пристрастие к наркотикам

Это интервью отличается от тех, которые мне приходилось делать когда-либо. Собеседник, назовем его условно Магомед, согласился поговорить на условиях полной анонимности. Он нашел в себе силы в свои 23 года сделать рывок и уйти от медленной смерти. Сегодня молодой человек находится в реабилитационном центре «Сафа», занимается волонтерской деятельностью, объясняя подросткам на собственном примере, что наркотики даже пробовать не стоит, и планирует свое реальное будущее.

 

ИНТЕРЕСНО ПОПРОБОВАТЬ

– Когда вы впервые попробовали запрещенные вещества? Кто-то предложил, подсказал, где взять?

– Это случилось в 14 лет, знакомый курил траву. Со мной были двое ребят. Мы попробовали, и мне не понравилось. Одному стало плохо. Мы старались ему помочь, как могли. Откачивали два часа. Во второй раз покурил в 17 лет. Попал в такую компанию, где употребляли и вели хулиганский образ жизни. Я думал, что так надо жить. Это круто.

– На тот момент как складывались ваши отношения с близкими?

– Домой я мог прийти в любое время. Отец постоянно на работе: командировки, разъезды. Мама тоже на работе, виделись только вечером. Я посещал спортзал – иногда по две тренировки в день. В школе учился хорошо. Родители думали, что я занят делом, и не переживали. Постепенно общение с отцом стало сводиться к формальным фразам: как дела? Как в школе, на тренировках?

– В свои 17 лет вы не смогли отказать своим друзьям? Сказать, мне не надо.

– Мне надо было выполнить это «условие». Назовем это так. Я хотел быть принятым в эту компанию. Они употребляли, хулиганили, могли у кого-то что-то забрать, чтоб найти деньги на наркотики. Было такое отношение: кто не употребляет, тот ненормальный.

– Вы замечали перемены в себе?

– Сначала все было хорошо. Я продолжал заниматься спортом. Первый год не знал, что такое «отходняки», «хумар»… (Сегодня употребил, завтра плохо – это отходняк. Хумар – это ломка. – Прим. ред.) Да и деньги у меня всегда на запрещенные вещества находились. Родители давали мне на карманные расходы. Они же не знали, что я употребляю.

– Всем нам с детства внушают, что наркотики – это зло и пробовать даже нельзя. Не было страха, что затянет?

– Про траву вообще все говорили, что это не наркотик. Она же из земли растет. Типа самый безопасный наркотик. Если это вообще наркотиком можно назвать. Те, кто курит, себя наркоманами не считают. Это сейчас у меня есть понимание, что это наркотик и достаточно тяжелый. Когда я курил, сам себе сказал, что для себя приобретать не буду. Чисто если в компании угостят. Получилось так, что мои знакомые перестали курить и перешли на таблетки: «Трамал», «Лирику».

– И чтобы не отличаться от остальных, вы тоже перешли на таблетки?

– Это произошло как бы случайно. Пацан, который употреблял, заложил свой телефон и попросил мой, чтобы договориться с барыгой о закладке. Эта переписка у меня сохранилась, и спустя время пришла рассылка с номера о том, что товар есть в наличии. Мне стало интересно попробовать самому.

– Интересно, потому что другие получали от них новые ощущения?

– Они выглядели спокойно, нормально. Со стороны незаметно было, что человек под таблетками.

– С виду нормальный человек со стеклянными глазами. Имею в виду, что эмоции у него как бы приглушены.

– Да, я думал о том, что по мне тоже не скажешь. Ощущения хотелось поменять, где-то реальность. Таблетки и трава – это совершенно разные вещи. Чего-то конкретного я не ждал. Потом перешел на героин. Героин – это медленный наркотик. Медленный приход.

 

(НЕ) МОГУ ОСТАНОВИТЬСЯ?

– Вы занимались спортом. Употребление запрещенных веществ и спорт – вам удавалось это сочетать?

– В какой-то момент, я понял, что эти вещества для меня важнее, чем спорт. Я мог не приходить домой. Пропадать с компанией.

– Перед родителями не было стыдно?

– Я в детстве вообще не думал, что я когда-то сигареты буду курить, не то что там что-то еще. Но когда это затягивает, все остальные мысли приглушаются. Уходят далеко на задний план. Сейчас я длительный период трезвый, и у меня на душе, как вы сказали, кошки скребут. Я понимаю, сколько боли принес своим родителям.

– У вас был страх, что не сможете остановиться? Вы же понимали, что трава, таблетки, героин – наркотики присутствуют в вашей жизни ежедневно…

– Мне казалось, что я могу остановиться в любой момент. Если захочу, хоть завтра смогу бросить.

– Героин дал вам новые эмоции?

– Эмоций не было никаких. Про еду постоянно забывал. Мог вообще сутками не есть. Утром вставал с мыслью, что надо что-то найти, чтоб употребить, и только потом умыться, поесть. Это даже не цепочка мыслей, а одно и то же по замкнутому кругу каждый день. Сначала употребить, а потом все остальное.

– В какой момент родители поняли, что с вами что-то не так?

– Когда еще траву начинал курить, родителям кто-то рассказал. Они поговорили со мной. На этом все. Когда перешел на таблетки, мама стала замечать во мне перемены. Она каждый день мне говорила, давай мы тебе поможем, давай мы что-нибудь придумаем. Но я ее успокаивал. Обещал, что сегодня последний раз, и завтра этого не произойдет. Не будет этого разговора.

– Вы врали ей? Сами были уверены в своих словах?

– Я говорил так, чтобы ее успокоить. Но я был уверен, что если захочу, смогу остановиться в любой момент. А пока мне не хочется останавливаться. Она предлагала пройти лечение в реабилитационных центрах. Я уехал в другой город. И только когда мне пообещали, что не определят в реабилитационный центр, я вернулся.

– Чего вы опасались?

– У меня через одного знакомые в реабилитационных центрах лежали и рассказывали жуткие истории, что там плохо.

 

СМОТРЕТЬ БЫЛО СТРАШНО

– Ваш круг общения составляли только такие же, как и вы? С друзьями, знакомыми, которые находились вне этого круга, не хотелось общаться?

– В моем окружении были такие же зависимые. Мне от них что-то надо и им от меня. Чисто потребительские отношения. Всеми дружескими отношениями я уже воспользовался. И мне сейчас неудобно, что так получилось.

– Как вы здесь оказались?

–В армии понемногу употреблял таблетки. Мне в тот момент вообще все казалось поправимым. После армии снова попал в ту же компанию. И началось: героин чередовал с таблетками. Сильно похудел. На меня смотреть было страшно.

Родители давно предлагали. Тогда я решился, но попросил их подыскать нормальный центр. Для меня это было важно.

– Общение с теми, кто испытал зависимость от наркотиков, вам помогает?

– Кто меня поймет лучше их? Да, становилось легче. И в центре мы проходили разные тренинги, занятия, они помогали мне понять, что со мной происходит.

 

ПОКА САМ НЕ ОБЖЕГСЯ

– Вы жалеете о времени, потраченном на запрещенные вещества?

– Поначалу я жалел. Наверное, что-то было бы в моей жизни по-другому. Сейчас пришел к мнению, что я там, где должен находиться. Тяжелый, но опыт, который предостерегает меня от неверного шага.

– Как вы считаете, что нужно сказать подросткам, чтобы они не пробовали…

– В моем окружении были разные люди. Были и те, кто меня предостерегал. Но я сам и большинство тех, кто был со мной, мы не смогли удержаться. Наверное, пока сам не обжегся, я не понял или тогда мне не смогли подобрать нужных слов…

– Когда родители вас уговаривали бросить, что вы чувствовали?

– Мне было больно. Самое тяжелое – это видеть слезы матери. Я думал о том, что надо бросить, но когда выходил на улицу, забывал обо всем. Вспышки жалости, потом снова в это болото. Самая большая проблема – то, что все отходит на второй план, на первом плане – потребность в дозе. Это же зависимость. Из дома золотые украшения выносил. Мама меня жалела, и до сих пор она меня этим не упрекнула.

– Вы кого-нибудь вините в своей зависимости?

– Проблема во мне. В том, что я начал искать авторитетов на улице, а не дома. Перестал общаться с отцом. Блатная дворовая романтика. Мы братья навек, я думал это круто, и это правильно. Я благодарен Всевышнему, что оказался именно в этом центре. Здесь именно те люди, которые мне нужны. До этого я прошел 5 месяцев реабилитации. Три месяца изоляции, когда мы полностью закрыты от контактов с внешним миром. Общаться можно только с родителями. Сейчас я могу здесь находиться, могу домой поехать. Занимаюсь волонтерской работой. Разговариваю с такими же ребятами, которые поступают в центр. Я очень благодарен своим родителям. Они прошли трудный путь со мной. Если бы не они, возможно, я бы сейчас был в другом месте.

– Нет опасений, что встретите старого знакомого, и понесет…

– Мой круг общения – здесь в центре и мои родные. Опасения встретить есть, а к употреблению я больше не вернусь.

– Какие планы строите на жизнь? Чего вы хотите сейчас?

– Я поступил в вуз. Мне интересно учиться. Со временем хочу устроиться на работу. Для меня на первом месте семья и моя нормальная трезвая жизнь. Свободная от зависимости.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Эльдар Джаватханов, специалист по проблеме с зависимостью реабилитационного центра «Сафа»:

– Если у кого-то из членов семьи есть признаки болезни зависимости или употребления психоактивных веществ, я настоятельно рекомендую сразу обращаться к специалистам именно по проблеме зависимости. Не к психологам, потому что они не решают эту проблему. Они не сведущи в этой области. Речь идет именно о специалистах по проблеме зависимости. И не надо утаивать эту проблему, рано или поздно все становится явным. Уговоры, разговоры и клятвы в таких ситуациях не работают. Сегодня поклялся, завтра, через день, и каждый раз разными способами, но самостоятельно он с этим не справится. Не помогут ни сила воли, ни мужество, ни клятвы – это здесь не работает, требуется специализированная помощь.

Лариса ДИБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошла еженедельная акция здоровья «Зарядка с чемпионом»

В первый день зимы на городском пляже столицы Дагестана прошла еженедельная акция здоровья «Зарядка с чемпионом». После активной зарядки...

Из Махачкалы в зону СВО отправлен гуманитарный груз для военнослужащих

Сегодня с центральной площади столицы Дагестана был отправлен гуманитарный груз для военнослужащих, которые находятся в зоне проведения специальной военной...

Мэр Махачкалы провёл выездное совещание для рассмотрения обращения граждан по поводу незавершенного самовольного строения

30 ноября мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов провел выездное совещание для рассмотрения обращения граждан, которое поступило в ходе прямой...

В Дагестане состоится II Северо-Кавказский культурный форум

С 1 по 5 декабря в Дагестане будет проходить II Северо-Кавказский культурный форум (СККФ). Это крупное просветительское мероприятие в...
spot_imgspot_img

Разрабатывается стратегия развития Махачкалинского морского порта

В марте 2024 года Президент России подписал указ о приватизации Махачкалинского морского торгового порта, что было сделано в интересах...

Территория вокруг Эльтавского леса станет местом притяжения для граждан

Зона вокруг Эльтавского леса должна благоустраиваться в рамках проекта комплексного развития территорий. Об этом накануне вечером в ходе прямого...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам