«Холоп-2» – психологическая комедия или драма?

В результате кассовых сборов статисты пришли к выводу, что дагестанцы стали чаще ходить в кино. Посещение увеличилось почти вдвое – 1,1 млн человек в 2023 году против 725 тысяч человек в 2022-м. Я не стала исключением и в один из зимних дней направилась на премьеру «Холоп-2» вместе с друзьями.

Еще лет десять назад российский кинематограф преимущественно снимал мыльные многосерийные, иногда чрезвычайно долгоиграющие оперы, где сюжетная линия не отличалась оригинальностью идеи. Можно было «потыкать» по кнопкам каналов на пульте – почти в одно и то же время шли одни и те же фильмы, менялись лишь декорации и актеры – да и последние не всегда. Видимо, такая тенденция несколько ослабила киношные аппетиты россиян.

Американское кино же после своего пика популярности в девяностые тоже как-то поднадоело: тот же сюжет, те же ситуации, где герой то борется в одиночку с сотней недругов и всех побеждает, то пираньи или акулы «пожирают» всех жителей острова, то сплошные хэппи-энды. Что же касается французских фильмов или прочего – то это, скорее, были отдельные интересные, случайно «выстрелившие» эпизодические постановки, срывающие хорошие кассы единоразово. Как мне видится, нас отучили от хорошего кино, которое идеально подпало бы под настроение времени, ментальность, при этом мотивировало бы и заряжало позитивными эмоциями.

Но вот, кажется, русский режиссер это понял. В последние годы оживилась атмосфера кино: фильмы стали более динамичными, менее механистичными и «протокольными». По крайней мере, сценариста подбирают по мере его талантов, а не по степени родства или дешевизны. Хорошая видеосъемка, удачное музыкальное сопровождение, красивые декорации – все это подарило русскому кино новую жизнь. Сами режиссеры тоже, наконец, осознали, что удачная фильмография – это вопрос личного успеха, материального благополучия и авторитетности.

 

ПО-ХОЛОПЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Чтобы понять, о чем второй фильм режиссера Клима Шипенко, важно вникнуть в суть первого. Типичный российский мажор доходит в своем поведении до социопатии – он хамит людям, бесчинствует в общественных местах, напивается и саботирует нормы нравственности и элементарного приличия. Отчаявшийся отец уже не представляет, как выручить сына – полиция предлагает посадить его «на пару годков», чтобы подумал и исправился, но любящий родитель не готов на такое предательство.

В отчаянии он обращается к персонажу, который я бы назвала «Доктором Зло» – играет экстравагантного психолога-экспериментатора Иван Охлобыстин. Мне он крайне несимпатичен, ни как актер, ни как личность, но на роль этого персонажа сложно найти кого-то более подходящего. Герой Охлобыстина не просто экспериментирует – он настоящий знаток человеческих душ, лабораторный гений, опытный манипулятор и провокатор.

Он понимает, что парня, отбившегося от рук, нужно «встряхнуть» шоковой терапией, но также осознает, что процесс этого «лечения» должен быть достаточно долгим для эффективности и устойчивости результатов.

 

КОМЕДИЯ –ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР

В этом кино все сделано качественно. Чувствуется динамика, есть острое ощущение времени и характеров. Но что это за жанр? Да, фильм снят в жанре комедии, но он вполне мог быть отыгран и в качестве психологического триллера. Этот накал ощущается с самого начала: депрессия, притупленная алкоголем и запрещенными веществами, отчаяние отца на грани сердечного приступа, походы по специалистам.

Шоковое состояние, в котором оказывается персонаж, погружаясь в новую среду, конечно же, «приглушили». Это еще раз свидетельствует – мажор Гриша находится на стадии такого отчаяния, что после недолгих возражений полностью принимает свое холопское положение. Человек, у которого не было будущего, не столь сильно переживает, попадая в прошлое.

И здесь надо отдать должное сценаристам – кажется, они действительно честно проконсультировались с психологами и психоаналитиками – Гриша на стадии принятия снова испытывает стресс – он влюбляется в девушку, которая игнорирует его, а затем и вовсе попадает в переделку.

Чему учит нас этот фильм? Мне понравилось, когда с легкой руки психолога-экспериментатора Гришу спровоцировали на решительные действия. Только так, лично принимая решения и ответственность, можно ощутить самоидентификацию, то чувство собственного «Я», от которого ты отказался во время психоэмоционального кризиса. Человек, который действует, работает над результатом и ставит цели, начинает ценить время, собственные силы и ресурсы; он уважает себя за решимость и мотивируется собственной смелостью.

Актуален ли фильм? Он своевременен. Мы живем во времена, когда люди как никогда раньше в нашей стране богаты, влиятельны и… равнодушны к собственным семьям и детям. Это время успеха старшего и время заниженной самооценки младшего. У множества молодых людей из богатых семей напрочь пропадает мотивация, а вместе с ней – и инстинкт выживания, и чувство самосохранения. Это базовые чувства, без них человек теряет собственную личность. Все остальное становится бессмысленным.

Конечно, можно долго спорить над философским вопросом, почему в одних и тех же семьях одни дети идут в бизнес-школы, а вторые – спиваются от скуки, «бесятся с жиру», но это вторичные, отвлекающие мысли. Главное здесь одно: есть человек – молодой, перспективный, которому, как говорится, бог дал все в одни руки и в лоб поцеловал, но парень просто отказывается от возможностей, ощущая тщетность бытия.

Да, это очень сложный фильм с очень серьезной психоэмоциональной подоплекой. Кто-то заметит драму, кто-то примет за трагикомедию. Но даже если у вас нет цели глубоко погружаться в ту идею, что заложил автор, кино заставит улыбнуться благодаря удачно выбранному камеди-жанру.

 

ЖЕНЩИНЫ УСТРОЕНЫ СЛОЖНЕЕ

Во второй части Гриша начинает спасать мажорку. Предсказуемо ли? Вполне! Вспомните Дану Борисову, которая после прохождения реабилитационного курса пыталась «обнаружить и вылечить» всех зависимых, на ее взгляд, звезд отечественного шоубизнеса. Этот парадокс называется «синдромом спасателя». Когда человека спасли, он считает, что эта волонтерская миссия по праву переходит к нему. В общем, это качество является хорошим знаком того, что у человека высокий уровень эмпатии, сопереживания, сочувствия и сострадания. Но каково тем, кого берутся «спасать»?

Именно об этом рассказывает новая версия «Холопа» – взбалмошная московская девица, «сливки общества», которые как бы забродили. И опять «по ходу развития пьесы» мы обнаруживаем, что есть у девушки своя боль, своя причина для такого саботажа.

Этот фильм поучителен и для родителей. Он как бы напоминает: куда бы ты ни выбрался, как высоко ни поднялся, твой ребенок должен быть рядом, иначе результат непредсказуем. Нужно и важно найти время на родного и самого близкого человека – даже если ты устал, перегружен на работе и давно лишен выходных. Ни нянечки, ни колледжи, ни тусовки – ничто не заменит здорового общения с родителем.

Интересно и то, как непредсказуемо ведет себя девушка, оказавшаяся на пороге переломной ситуации. Насколько она готова спасать? Есть ли в ее «базовой настройке» функция по спасению мужчины? И кого она предпочтет – Родину или милого? Здесь все настолько неожиданно, резко, неопределенно, что дух захватывает каждую секунду. Женщина – неопознанная и загадочная личность, в отличие от просто скроенного мужчины.

 

ПРИЧИНА ПОЛЮБИТЬ РУССКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

«Холоп-2» с мажоркой Аглаей Тарасовой заработал полмиллиарда с начала проката. При этом фильм Клима Шипенко показывает еще и рекордную среднюю заполняемость зала.

Успех его не загадка, не подлог – очевидно, автор удачно и трудолюбиво проработал свой проект, попал в настроение времени, в актуальную проблематику, затронул острые вопросы и при этом, как ни парадоксально, сделал почти невозможное – мастерски обыграл это в жанре комедии.

Вообще, чувствуется американская кинематографическая школа – та самая, которая выпестовала нам великого Леонида Гайдая с его потрясающими нетленными произведениями. При этом так же, как и Гайдай, наш современник, режиссер Клим Шипенко сумел адаптировать эту школу под отечественные реалии.

Пожалуй, я бы на месте режиссера остановилась – нам прекрасно продемонстрировали, как, попав в экстремальные условия, ведет себя мужчина, а как – женщина. Нужно ли что-то добавлять? Едва ли… Так что будем ждать от кинематографиста новых фильмов, равно как и от всего отечественного современного кинематографа, актуальных и интересных премьер – мы быстро привыкаем к хорошему.

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам