Недавно руководители Белгородской области приняли решение отправить на оздоровительный отдых 9 тысяч детей. 100 ребят из этого числа поселятся в Школе-интернате № 5 Махачкалы.
– Мы подготовили все необходимое для наших гостей, – рассказывает заместитель директора интерната по воспитательной работе Магомед Холадаевич Магомедов, – кровати, тумбочки, белье, средства гигиены.
Летом ребята отправятся в оздоровительные лагеря на берег моря, поправят здоровье, сейчас же до конца учебного года будут заниматься в нашей школе.
ИНТЕРНАТ
…Недавно интернат поменял свой статус: долгое время он существовал как Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагается, что теперь его обитателями станут дети участников СВО и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.
Школа красивая и нарядная – белоснежные стены, чистый пол, новая мебель, очень тепло. Но все-таки Магомед Холадаевич считает, что нужно как-то делать веселее обстановку, ну, хотя бы стены разрисовать сюжетами из мультфильмов. Все-таки ребята прибывают сюда совершенно не в радужном настроении…
Наверно, он прав. Кому, как не ему, знать все тонкости жизни в интернате, ведь он был его директором более 20 лет!
– Я всегда говорил своим выпускникам, что таких заведений, как наше, не должно быть по природе своей, – горячится он. – Ребята, создавайте семьи, рожайте детей, постарайтесь, чтобы ваши дети в интернат не попадали.
В семье, с вами им лучше – в любое время можно открыть холодильник, полежать на диване… И не спать в комнате, где 15 человек.
СЕМЬЯ
Конечно, педагоги, воспитатели многое делают, чтобы воспитанники чувствовали себя как дома. Но все-таки…
Магомед Холадаевич вспоминает о своей семье, своих родителях. Между Избербашем и Каякентом есть небольшая железнодорожная станция – Инчхе. Когда-то там располагался рыбоконсервный завод №5, где трудились родители. В километре от завода находился небольшой поселок, где жила семья.
Отец – Холада Багандович, работал мастером на заводе, мать – Рукият Багандовна была рабочей. Четверых сыновей вырастили супруги: это Баганд, Магомед, Гаджикади и Алибек.
Баганд Холадаевич стал со временем первым заместителем главы города Махачкалы, Гаджикади Холадаевич был директором рынка в Избербаше, Алибек Холадаевич руководил хлебоприемным предприятием в Избербаше.
Но это уже потом, во взрослой жизни. А тогда, в детстве, все братья старались помочь родителям, ведь у семьи было большое хозяйство: буйволы, коровы, овцы. Да еще и огород.
– Мы на каникулах не знали, что такое свободный день, – рассказывает Магомед Холадаевич, – косили сено, в огороде пололи траву, собирали урожай.
Родители раздавали арбузы, дыни, тыквы соседям, родственникам, а мы возмущались: как так, мы трудились, а они нет. Где справедливость?
На что отец говорил: никогда не жалейте то, что отдаете даром. Вам все вернется добром.
Родители были щедрые, добрые. Отец родом из Сергокалинского района, мама – из Акушинского. Он был старше мамы на 15 лет.
Когда рыбозавод закрылся, мы переехали в поселок на станции Папас, где отца назначили начальником этой станции, а мама работала на путях, наравне с мужчинами ремонтировала рельсы, укладывала шпалы.
Тогда поезда часто ходили, каждые три минуты. Нужно было встретить, заполнить журнал, позвонить на следующую станцию. Очень строгая работа была у отца.
ПРОФЕССИОНАЛ
Школы в поселке не было, жить и учиться пришлось в Дербенте, в Школе-интернате для детей железнодорожников. Добрым словом Магомед Холадаевич вспоминает свою первую учительницу – Аллу Горбач.
Когда пришел в первый класс, ни слова не знал по-русски, но к концу учебного года уже стал отличником. Тогда же увлекся чтением, и это на всю жизнь.
Куда после школы? Конечно, в Москву! Не пугал большой город, не пугали бытовые хлопоты. Кто прошел интернат, все умеет делать: стирать, убирать, шить, гладить.
С Москвой, к сожалению, не получилось. Но зато Магомед Холадаевич стал студентом ДГУ, поступил на математический факультет. Тогда-то и пришло осознание того, что хочет в жизни быть только учителем.
– Три профессии от Бога, – говорит он, – учитель, врач и судья. У педагога особая миссия – растить будущее поколение. И хоть окончи 10 институтов, эту профессию не освоишь, если нет к ней таланта.
5 лет учебы, 50 экзаменов, множество предметов и зачетов по ним. А вот такой предмет, как методика преподавания математики в школе, изучался всего полгода.
Потому непосредственно сам процесс преподавания – как преподнести материал, как подать тему – пришлось осваивать уже на практике. В то время после окончания ДГУ нужно было отработать три года в сельских школах. Магомед Холадаевич получил назначение в школу Сергокалинского района.
В это время у самого появилась семья. Людмила училась на том же факультете, только курсом младше. Работали уже вместе.
По возвращении в Махачкалу Магомед Холадаевич преподавал математику в Культпросветучилище целых 17 лет! Сегодня это Колледж культуры и искусства.
И затем случилось главное в его жизни: в 1998 году он был назначен директором Школы-интерната.
ЛИХИЕ 90-Е
– Я был хорошим педагогом, а вот опыта руководителя у меня не было, – признается Магомед Холадаевич. – Считаю, что своей работой нужно заниматься профессионально. Поэтому старался вникать во все тонкости, детали жизни коллектива.
Очень мне помогла Раиса Трофимовна Даибова, тогда она работала социальным педагогом. Она в интернате с самого его основания, была в свое время его директором и завучем. Первое время я все у нее спрашивал, она меня всегда и во всем направляла.
… Кто помнит 90-е, тот много пережил. Как-то выжили без зарплат, пенсий, с пустыми магазинами. В администрации новому директору сказали: зарплаты и питание детям обеспечим, а в остальном выкручивайся сам.
Это как? Искать спонсоров? Но кто мог помочь? Промышленность в упадке, ни заводов, ни фабрик. А люди, если кто и приходил, так с ящиком апельсинов или корзиной яблок… Вот и вся помощь.
– Стал я письма писать во все организации и богатым людям, – вспоминает Магомед Холадаевич. – Как говорится, меня гонят в дверь, а я в окно. Близкие шутили, что у меня два диплома – один педагога, другой попрошайки.
Наши проблемы близко к сердцу принял тогдашний министр здравоохранения Ильяс Мамаев.
Он вскоре приехал к нам с главврачами всех больниц и предложил закрепить наших сирот за этими больницами.
Не только бесплатное обследование и лечение, но и одежда, дни рождения, даже тапочки для наших детей. До сих пор клиника «Высокие технологии» каждый год проводит детям бесплатное обследование и лечение.
Вспоминает Магомед Холадаевич, как в страшные морозы зимой 1999 года полопались трубы и батареи в общежитии. Воспитанников поселили в актовом зале школы, уложили на пол матрасы, убрали парты. Ремонт системы отопления город бы не потянул.
Тогда директор обратился с просьбой помочь к начальнику порта Абусупьяну Хархарову. Тот дал сварщиков, купил трубы, батареи…
Целую неделю работали его люди в интернате. Всю систему отопления поменяли. – Я до конца жизни буду ему благодарен, – говорит Магомед Холадаевич, – что в трудную минуту не отвернулся от нас, помог.
Дальше жизнь как-то наладилась. Учеба, спорт, праздники. Директор сам любит спортивные игры, особенно футбол. Было такое в жизни интерната, что побывал со своей футбольной командой в Лондоне и даже сфотографировался с в музее мадам Тюссо с восковой фигурой Елизаветы II. Это было в 2011 году когда интернат занял первое место в чемпионате по мини-футболу, который проводила компания «Мегафон».
– Я понимаю, насколько нелегко в интернате, – признает он, – но он воспитывает детей, приучает к будущей суровой жизни. На всех педсоветах я всегда говорил своим педагогам, что они для воспитанников – последняя инстанция, стена, дальше идти некуда.
И потому должны любить этих ребят, как своих собственных.
Наталья БУЧЕНКО