Уважаемые читатели и любители автоспорта, мы продолжаем рассказывать о наиболее интересных событиях, происходящих на трассах «Формулы-1» в этом сезоне. Позади две гонки, в Бахрейне и Саудовской Аравии, которые продемонстрировали несомненное преимущество «Ред Булл». Все попытки «Феррари», «Мерседес», «МакЛарен» и «Астон Мартин» навязать борьбу «быкам» пока не увенчались успехом.
ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ
Сезон продолжился в Австралии, в Мельбурне, где на городской трассе в Альберт-парке 24 марта прошла третья гонка сезона. Действующий чемпион, трехкратный чемпион мира голландец Макс Ферстаппен вновь стал сильнейшим в квалификации, вторым квалифицировался испанец Карлос Сайнс, пилот «Феррари», третьим стал напарник Ферстаппена по команде, мексиканец Серхио Перес, который после квалификации был оштрафован стюардами за блокировку Нико Хюлкенберга, немецкого пилота «Хаас», и потерял три позиции на старте гонки.
В Австралии часто проходят гонки, богатые различными событиями на трассе. Так, в прошлом сезоне на Гран-при Австралии были многочисленные аварии и вылеты с трассы, трижды на трассу выезжал пейс-кар (автомобиль безопасности) и трижды гонка останавливалась красными флагами, кроме того, объявлялся режим виртуального автомобиля безопасности (VSC); а до финиша добралось лишь 12 болидов из 20 стартовавших.
И на этот раз гонка в Альберт-парке оказалась богатой на сюрпризы. И хотя на старте, как обычно, Ферстаппен уверенно сохраняет лидерство, но уже на 2-м круге Сайнс, после небольшой ошибки Макса, опережает голландца в борьбе за лидерство. А еще через два круга «Ред Булл» под номером «1» сходит из-за серьезных проблем, возникших с задними тормозами. Карлос Сайнс уверенно выиграл Гран-при Австралии, одержав третью победу в своей карьере. Шарль Леклер финишировал вторым, тем самым обеспечил «Феррари» победный дубль, уже 86-й в истории. Ландо Норрис стал третьим, заработав для «МакЛарен» первый подиум в сезоне. На четвертом месте финишировал австралийский пилот Оскар Пиастри, партнер Норриса по «МакЛарен». А где, спросите Серхио Перес, напарник Ферстаппена – а мексиканец, повредив днище в борьбе с Фернандо Алонсо, не смог подняться выше пятого места. Далее финишировали Фернандо Алонсо, седьмой – Лэнс Стролл, напарник испанца, Юки Цунода из РБ и два пилота «Хаас» – Нико Хюлкенберг и Кевин Магнуссен замкнули первую десятку. Через некоторое время после финиша гонки Алонсо был оштрафован стюардами 20-секундным штрафом. В результате Фернандо опустился на восьмую позицию. Стролл и Цунода переместились на шестое и седьмое места. Штраф на испанца был наложен из-за того, что действия «старого лиса» Алонсо, самого опытного в пелетоне, активно оборонявшегося на торможении от атак пилота «Мерседес» Джорджа Расселла, стали для британца сюрпризом, к чему Рассел оказался не готов. В результате он вылетел с трассы за два круга до финиша, в попытке оказать давление на Алонсо.
/Что любопытно, по различным опросам среди болельщиков и высказываниям специалистов (бывших гонщиков, инженеров, журналистов) действия Алонсо при обороне своей позиции не заслуживали столь жесткого штрафа/.
Таким выдался Гран-при Австралии, 27-й Гран-при в истории снова вышел неожиданным. Интересная борьба, многочисленные обгоны и великолепное возвращение Карлоса Сайнса, которое никто не ожидал. Всего две с небольшим недели прошло после того, как испанец перенес операцию по удалению аппендицита. А «Феррари» подарила своим болельщикам надежду на борьбу с «Ред Булл», и гонка в Японии через две недели должна была ответить на этот вопрос.
/Любопытно, что в последние два сезона побеждают только пилоты «Ред Булл» и Карлос Сайнс. Напомним, свою предыдущую, вторую в карьере победу Сайнс одержал в Сингапуре в сентябре прошлого сезона, став единственным пилотом в сезоне – 2023, кроме пилотов «Ред Булл», сумевшим одержать победу/.
ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ
Сузука – легендарная трасса, которая является одной из самых любимых, если не у всех гонщиков, инженеров и болельщиков, то у большинства, и считается одной из лучших трасс в календаре.
Зачастую здесь проходили решающие сражения в борьбе за чемпионские титулы:
– великолепный прорыв бразильского «Волшебника» с последнего, 16-го места к победе и первому чемпионскому титулу в 1988 году;
– всем известные столкновения в борьбе за титул в 1989 и 1990 годах легендарных Айртона Сенны и Алена Проста; сначала Прост, а годом спустя Сенна завоевали свои титулы (третий для француза и второй для бразильца) после тех столкновений;
– победа и второй титул Мики Хакиннена в 1999 году;
– отличная гонка и победа в исполнении Михаэля Шумахера принесла ему первый за «Феррари» и третий чемпионский титул в карьере, для «Феррари» он стал первым за 21 год ожидания этого.
Гонка на знаменитом автодроме позволяет оценить в полной мере мастерство гонщиков, и она становится серьезным испытанием для болидов «Формулы-1», выявляя их слабые места.
В прошлом году Гран-при Японии запомнился очередной уверенной победой Макса Ферстаппена, выиграв гонку, он одержав 48-ю победу в карьере, а команда «Ред Булл» на домашней для «Хонды» трассе досрочно завоевала Кубок конструкторов, который стал шестым в ее истории. Тогда компанию Максу на подиуме составили пилоты «МакЛарен», Ландо Норрис финишировал вторым, австралиец Оскар Пиастри – третьим, добившись своего лучшего результата в карьере.
Прошедшая 7 апреля гонка расставила все по своим местам и вновь прошла под уже знакомым знаком превосходства Ферстаппена и «Ред Булл». Макс стартовал с поула и добился убедительной победы, опередив своего напарника Серхио Переса на 12,5 секунды. На счету голландца и очередной лучший круг гонки, а у команды – очередной, 31-й победный дубль. Последнее место на подиуме занял пилот «Феррари» Карлос Сайнс; далее призовую десятку дополнили Леклер, занявший четвертое место, Норрис, шестой – Алонсо, Рассел, Пиастри и Хэмилтон, девятый. Японец Юки Цунода на РБ замкнул призовую десятку, набрав второй раз очки в гонках. Макс Ферстаппен третий год подряд выиграл Гран-при Японии и одержал свою третью победу в этом сезоне и 57-ю в карьере.
В общем зачете после четырех этапов Ферстаппен уверенно лидирует, набрав 77 очков, Перес – второй с 64 очками, следом идут пилоты Феррари: у Леклера 59 очков и 55 у Сайнса. «Феррари», подтверждая статус второй команды пелетона, хоть и сократила отставание от «Ред Булл», но навязать реальную, плотную борьбу пока не удается. «МакЛарен», похоже, становится третьей командой в чемпионате, ее пилоты Норрис и Пиастри занимают пятое и шестое места в чемпионате, набрав 37 и 32 очка, соответственно. Далее Рассел и Алонсо набрали по 24 очка и идут на седьмом и восьмом местах, у Хэмилтона на девятом месте – 10 очков, и всего одно очко уступает ему Стролл, занимающий десятое место.
Менее чем через две недели нас ждет Гран-при Китая, и впервые в этом сезоне гонка пройдет с субботним спринтом. Последний раз гонка на международном автодроме Шанхая проводилась в 2019 году, победу тогда одержал пилот «Мерседес» Льюис Хэмилтон.
«ДЕЛО ХОРНЕРА»
Напоследок о ситуации, связанной с «делом Хорнера». Ситуация по-прежнему далека от развязки и остается запутанной, борьба за власть в чемпионской команде продолжается. В настоящее время в команде сохраняется хрупкое перемирие, и вполне возможно, что стороны решили не предпринимать активных действий до конца сезона.
Кроме того, нельзя забывать, что свою роль в судьбе команды может сыграть решение «гения аэродинамики», как часто говорят об Эдриане Ньюи – выдающемся британском аэродинамике и конструкторе, пожалуй, самом успешном конструкторе в истории автоспорта. На счету британца в начале карьеры были три победы в знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса» и два титула в американской серии Чемп Кар, потом, в «Формуле-1», к ним добавились 12 чемпионских титулов и 11 Кубков Конструкторов. Появившаяся ранее информация о переговорах «Феррари» с Ньюи, дополнена интересом к Эдриану, который проявил Лоуренс Стролл, владелец «Астон Мартин». По слухам, в дни проведения Гран-при Саудовской Аравии Стролл провел переговоры с Ньюи, в ходе которых предложил ему перейти в «Астон Мартин». По словам же самого британца, он еще не принял окончательного решения по поводу своей дальнейшей карьеры, но по слухам, Ньюи недоволен ситуацией, сложившейся в команде, и он не собирается продлевать свой контракт, который истекает в конце 2025 года. И как предполагают отдельные эксперты, не исключен вариант, что после окончания сезона команду покинут Макс Ферстаппен, в компании Хельмута Марко и Эдриана Ньюи.
Гарун КАБИЕВ