– Мама, я не знаю, сама посмотри, – дочь-подросток 14-ти лет, устало откинувшись на спинку стула, наблюдает за попытками матери сбить цену за рубашку. Продавщица стоит за свой товар горой. – Это лен, дешевле, чем за 1700, не даю, – отчаянно защищается она. – Посмотрите другие.
ДЕШЕВО, НО БОГАТО?
Ловко перебирая пальцами, женщина вылавливает из вороха белоснежных сорочек самую «подходящую». – Вот, смотрите, Турция, 1500 р., меньше цену не найдете. – И словно невзначай добавляет сногсшибательную фразу, гипнотически действующую на всех покупателей. – Моя дочка носит такую же. Шикарный товар.
Мать умоляюще смотрит в глаза продавщицы. Надежда выиграть сражение за цену тает на глазах. – Давай померим, – обращается к дочке. Та покорно прячется за кусок ткани – а ля раздевалка под открытым небом. Ей безразлично: синтетика перед ней, хлопок или лен. Авторитет мамы непререкаем.
Ближе к 1 сентября прилавки рынков и рейлы магазинов детской и подростковой одежды буквально завалены школьной одеждой. Выбор колоссальный. Разброс цен тоже. На рынке кофточки на девочек/мальчиков за 1200–1500, в таком же диапазоне юбочки и брюки на мальчиков, соответственно. Вопрос цены и качества здесь самый болезненный. Средний покупатель – бюджетник, и он хочет дешево по цене, но богато по красоте и фактуре. Мечется меж прилавков в надежде найти самое то.
Продавцы в эти дни понимают, что их звездный час пробил. Вкрадчивым голосом они успевают убедить покупательниц, что такой товар только у них. Хотя даже при беглом осмотре бросается в глаза однотипность моделей. Но особенно подкупающе на мамочек действуют фразы типа: «Девочке/мальчику подойдет, берите, не смотрите! По своей цене отдаю». И контрольный выстрел: «Что вы говорите… турецкое качество».
Если на рынках школьный шопинг имеет строгие ограничения: одежда, обувь, рюкзаки отдельно, то в магазине можно купить всё и сразу. Даже заколки с бантиком висят на отдельном стенде. Глаза разбегаются. Мамы, не глядя на кружащих, подобно стервятникам, интуитивно находят вкусную вещь среди изобилия белого-черного. Дочки тут как тут: «Нет, мама. Смотри, вот такая». Демонстрирует кофту. Мама тем временем с пристрастием рассматривает гофрированную юбочку. Цены здесь… скажем так, не на бюджетников. Самая что ни есть дешевая рубашка на мальчика на распродаже от 2200 рублей. А если новинки, то стартуем с 3200 и до 5 тыс. рублей. Не отстают в цене рубашки на девочек. Элементы декора на них привлекают взгляд, затрудняя выбор. Мамы подолгу рассматривают, а девочки меняют одну, другую, третью, любуюсь собственным отражением в зеркале. Мое внимание привлекает черное платье с белым кружевным воротничком. Такое мы – школьницы – носили в моем детстве. Ностальгически вздыхая, приближаюсь к платью. Взгляд падает на бирку с ценой. 11 тысяч! Хм. Неплохо мы одевались в советской школе.
Мальчики более сдержаны в эмоциях. Телефон в руке, и чтобы никто не беспокоил. Но отцу важно знать, тот ли размер обуви. Послушно ступая ногами, школьник растаптывает обувь. Отец, сидя на корточках, требует: «Повернись!» Выбор сделан: 3 тыс. уходит в кассу магазина. А еще и модные кроссовки за 2500 р. могут понадобиться на физкультуру. Итого: поход в школу – это еще и дефиле модными брендами. Школы ведь в Махачкале – тоже разные.
СВЕЖИЙ ТОВАР
Отдельная тема – рюкзаки и канцтовары. В магазинчиках рядом со Вторым рынком и того, и другого – несметное количество. Рюкзаки висят стройными рядами, скрывая вывески магазинов. Товар лицом, так сказать. Смотрятся они вполне симпатично.
Но сразу предупреждаю: приближаться без надобности не стоит. Продавцы реагируют мгновенно, выскакивая из дверей и «ненавязчиво» расхваливая товар.
– Ваш мальчик какие любит рюкзаки? Вот такой ему точно понравится!
Пока я размышляю, откуда продавец в долю секунды успела распознать пристрастия моего сына, в моей руке уже оказывается одна из сумок со спортивной надписью.
– Товар свежий, – мягко обволакивает голос, – на днях из Москвы привезла.
– Китайские, наверное, – делаю попытку оказать сопротивление.
– Что вы, это Москва! Я всё там покупаю. Этот отдам за 2000 р., первый почин, так сказать. А вообще продаю за 2200 р.
Небольшой опыт хождения по рынкам показывает, что почти весь товар из Поднебесной. Поэтому броскими бирками можно удовлетворить лишь тех, кто жаждет «фирму». Визуальный гипноз. В остальном выбор за покупателем. Хотите за 1700 р.? Есть и за такую цену.
А хотите рюкзак за 5-6 тыс. рублей? Добро пожаловать в ТЦ. Здесь яркие принты, интересные формы с претензией на оригинальность. И… распродажи фирм, известных в «узких» кругах.
Но самые опытные покупатели не ходят по земле. Виртуальные магазины давно стали частью действительности. Действительно, там есть всё: школьная форма, рюкзаки, канцтовары.
Причем некоторые утверждают, что по ценам выходит дешевле, зато лишает возможности оказаться в гуще «событий». Эмоции, покупателя, легкий мандраж – они бесценны.
Кстати, канцтовары: можно перечислять, где и почем можно приобрести школьные принадлежности дешевле/дороже, но это будет рекламой магазинам. Поэтому ограничимся двумя словами – их много. Выставив вперед тележки, школьники катят всё, что выбрали сами и с помощью родителей, по рядам магазинов. По их довольным лицам заметно, что с этими принадлежностями учеба будет им в радость. Самое главное – позитивный настрой на новый учебный год. Ведь страна ждет своих ученых, программистов, врачей, учителей, военных, которые пока что сидят за школьным партами.
Лариса ДИБИРОВА