Главной новостью сегодня стало задержание французскими властями основателя мессенджера Telegram Павла Дурова. Пока все ищут в этом событии политический подтекст, попытаемся разобраться в том, что послужило его формальной причиной и каковы могут быть его юридические последствия.
Напомню, ровно год назад, 25 августа 2023 года, официально вступил в силу европейский «Закон о цифровых услугах» (Digital Services Act — DSA), который обязывает технологических гигантов наподобие Google и Amazon соблюдать строгие нормы, налагая на них ответственность за размещаемый пользователями контент.
Декларируемая цель – создание более безопасной онлайн-среды. Платформы должны изыскать способы предотвращения и/или удаления публикаций, связанных с незаконными товарами, услугами или содержащих незаконный контент, а также обеспечить пользователям возможность сообщать о таком контенте.
Закон также запрещает целевую рекламу на основе интимных предпочтений человека, его религии, этнической принадлежности или политических убеждений, а также ограничивает таргетинг рекламы на детей. Онлайн-платформы обязаны обеспечить прозрачность работы их рекомендательных алгоритмов.
Очень крупные онлайн-платформы» должны давать пользователям возможность отказаться от привычных ранее систем рекомендации и профилирования, а также делиться данными с исследователями и властями, сотрудничать в рамках мер оперативного реагирования, и также проводить внешний и независимый аудит работы.
Для привыкших почти ни с кем не считаться цифровых гигантов это новшество просто ошеломительное. Нарушение нового закона грозит им штрафом в размере до 6% от всего оборота. Цифры колоссальные. Деятельность платформы, систематически нарушающей нормы DSA, в Евросоюзе может быть приостановлена.
Таким образом, платформы уже год обязаны автоматически удалять запрещенный в Евросоюзе контент, что в то же время не подразумевает личной и тем более уголовной ответственности. В случае с Дуровым можно предположить, что французские судебные власти решили идти путем создания судебного прецедента.
По предварительной информации, Дурова обвиняют в соучастии в торговле наркотиками, преступлениях против детей и мошенничестве, которое выразилось в отсутствии модерации в Telegram, который ему принадлежит. И за эти уголовные преступления ему уже может грозить до 20 лет заключения.
Однако речь идет не о его личном участии, а лишь об использовании преступниками платформы, которую он создал. Как считают французские следователи, Telegram позволяет пользователям обходить закон, используя мессенджер в преступных целях, а отказ Дурова содействовать властям делает его соучастником.
Западными юристами отмечается, что ситуация схожа с прецедентом Джулиана Ассанжа, однако тот лично модерировал весь контент на созданном им независимом медиаресурсе. И несмотря на ряд обвинений по тяжелейшим статьям, сегодня Ассанж на свободе, что обнадеживает и в случае с Дуровым.
Конечно, ввиду наличия у Дурова французского гражданства рассчитывать на экстрадицию практически не приходится, но оказать правовое и информационное содействие его историческая родина может. Что мы и наблюдаем уже в действиях российского МИДа, наших политиков и представителей медиасообщества.
Необходимо дождаться официального предъявления обвинения, затем уже разбираться в наличии вины Дурова и степени его виновности. Об уголовной ответственности речь может идти, если будут доказаны факты отказа Telegram предоставить информацию по конкретным фактам преступлений и личная вина Дурова.
Совершенно иной резонанс дело может приобрести в случае, если окажется, что европейские силовики вопреки требованиям закона и этики требовали от Дурова неограниченный доступ ко всем базам данных мессенджера и теперь пытаются оказывать на него незаконное давление.
Рубрику ведет адвокат Мисиду Абасова