Каждый из нас мечтает о счастливой жизни, однако никто не может толком объяснить, что под этим имеет в виду. Счастье, как принято считать, у каждого свое. Но таких суждений великое множество. Одних лишь цитат мыслителей различных эпох на тему счастья сотни, но дальше пространных философских рассуждений практически никто так и не пошел. Так что же такое счастье в прикладном смысле?
Перебрав в уме все, что мы обычно в быту причисляем к атрибутам условного счастья, можно прийти к выводу, что в первую очередь счастье – это удавшийся хотя бы на миг побег человека от самого себя. Ведь для эфемерного ощущения счастья нам порой бывает достаточно пройтись по берегу моря, задумчиво вглядываясь в набегающую волну, хотя бы в мыслях переносясь куда-нибудь вдаль.
Взглянув на кого-нибудь со стороны, среди безусловных признаков счастья мы видим наличие у него семьи, детей, друзей, работы. Все перечисленное говорит о том, что человек обычно оказывается счастливым, когда растворяется в любимых людях и видах активности. Получается, что счастье приходит, когда мы перестаем находиться наедине с самими собой. В духовном смысле, естественно.
Здесь мы утыкаемся в ту самую социологическую теорию Маркса, еще 160 лет назад утверждавшего, что коллективное превалирует над индивидуальным. И мы все вроде бы подспудно тоже это понимаем, при выходе из квартиры рассчитывая пройтись по благоустроенным аллеям города, прокатиться по ровным освещенным улицам и подышать чистым воздухом в парках и скверах.
К сожалению, пройдясь сегодня по городу, можно прийти к выводу, что многие махачкалинцы – глубоко несчастные люди. Иначе как объяснить ту маниакальную страсть, с которой мы застраиваем тротуары, рубим деревья, мусорим на улицах, спускаем канализационные стоки в некогда чистые речки? В итоге из-за некоторых несчастных сограждан над городом порой повисает откровенная ненависть.
Мы ненавидим друг друга в автомобильных заторах, в переполненных маршрутках, в очередях в поликлиники, в подъездах со сломанными лифтами и во дворах со сломанными скамейками. И эта ненависть в городе лишь нарастает. Поэтому мы вновь бежим от себя, прыгая рано утром в автомобиль, чтобы до начала пробок проскочить улицы Хасавюрта, вырвавшись, к примеру, хотя бы на просторы Кавминвод.
«Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем», – изрек Иммануил Кант. И вроде бы верно сказано, но почему тогда все вокруг так? Да потому что на побег от себя тоже нужны деньги. Мы перестали искать любовь, начав покупать отношения. Мы забыли о детях, затыкая их деньгами и гаджетами. Даже ментально мы предпочли суррогат.
Кто-то летит в Карачаево-Черкесию за фоточками с плато Бермамыт, кто-то с болезненной улыбкой натягивает тайтсы, вновь пытаясь забыть о разбитой карьере в модном полумарафоне, кто-то с великими «темщиками» прячется в кофейне на Радищева от жены, которая тащит на себе всю семью, кто-то просто тихо спивается. А кто-то, как я, строчит в Телеграме, пытаясь хоть так убежать от серого себя.
Ежедневно сбегая от себя на работу, к подружкам на кофе, на ужин ко второй жене, мы в равной степени все несчастливы. Просто работа иногда нравится, кофе оказывается вкусным, а вторая жена действительно страстной. Именно в эти моменты нам и может мерещиться мнимое счастье, за которым и бежит вся планета, с каждым днем все быстрее вертясь. Но не пора ли нам всем начать что-то менять?
Марксисты придумали новое счастье, предложив всем вместе убегать в «светлое будущее». Однако ничего нового не сказали. Все религии – о коллективном. И когда вы сегодня молились на джума, то тоже растворялись друг в друге, на какое-то время убегая от себя к Богу. Но потом снова вышли, сели в беспорядочно припаркованные автомобили и помчались дальше индивидуально уничтожать этот город.
Парадокс именно в том, что убегающий миг счастья можно уловить лишь коллективно, любуясь улыбкой любимой, неуклюжестью своего первенца в кроватке, взрываясь победным восторгом в окружении друзей на футбольном матче. Однако некоторым из нас при этом почему-то порою начинает мерещиться, что счастливым на всем свете достоин стать только лишь он один.
Наверное, поэтому мы бежим от реальности. Как инфантильные дети, прячась от разбитых улиц за высокими заборами, и в заграничных поездках от обозленных соседей… Говорят, что от реальности бегут лишь инфантильные люди. Но когда-то мы, наверное, все повзрослеем. И научимся жить здесь и сейчас. Перестав в погоне за счастьем убегать от самих себя. И своего города.
Тамерлан МАГОМЕДОВ