Это сегодня жилой район над пляжем «Березка» в Махачкале представляет собой беспорядочное нагромождение домов и построек, а в 80-е здесь планировали реализовать смелый проект с коврово-террасной застройкой в этностиле, как на верхнем фото. Это смотрящий на море 50-квартирный жилой комплекс с домами в шесть рядов, 12 гаражными боксами, а также с множеством лестниц, мостиков и двориков с деревьями.
– Увы, проект упростили, – пишет историк архитектуры Константин Антипин. – Для строительства использовали самый дешевый силикатный кирпич, а штукатурить фасады не стали. Не дошло дело и до посадки деревьев — вместо них здесь выросли многочисленные вернакулярные пристройки. За три десятилетия они почти поглотили первоначальные объемы комплекса, так что даже при взгляде сверху с трудом видятся очертания его исходной структуры. Тем не менее даже в таком виде он представляет собой уникальный для России памятник советской архитектуры.
Чуть выше дом Шихсаидова, а еще выше – та самая улица Пархоменко, на которой жил Саид Амиров. На фото их домов не видно, но зато видны телевышка и здание Сельхозинститута, также являющееся памятником архитектуры.
Здание строилось как Дом советов, по проекту Жолтовского. Сейчас в здании располагается ДагГАУ.
Считается, что при проектировании Дома советов в Махачкале Жолтовский вдохновлялся итальянским палаццо, в частности, виллой Фарнезе в Капрароле архитектора Виньолы, который жил в XVI веке.
Виньола, кстати, один из прародителей стиля барокко, влиятельный представитель эпохи Возрождения, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры».