Два недавних «авто» события в совокупности составили собой довольно интересный кейс, характеризующий процессы в том самом «глубинном народе», который в 2019 году описал Владислав Сурков в своей программной статье «Долгое государство Путина».
«Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать».
Сурков в статье утверждал, что проводимая элитами политика мало интересует «глубинный народ», предпочитающий жить иною, часто противоположной жизнью, которая никогда не соответствует глянцевой картинке, рисуемой элитами на поверхности.
Чем же на самом деле живет «глубинный народ»? Вероятно, стремлением ощущать себя «круче», чем есть на самом деле. И когда один юноша избивает требующего заплатить бедного таксиста, и когда другой нарушает ПДД на дорогой иномарке, все они стремятся выглядеть «круче».
Но кто сегодня оказывается «круче»? Спасавший на полях СВО жизни боевых товарищей Герой России Темирлан Абуталимов или дрифтовавший на улицах Махачкалы перед друзьями Саид Шахбанов? Ответ на этот вопрос – в количестве просмотров в соцсетях последнего.
В отличие от Суркова, тот же Оруэлл главной для элит задачей прямо указывал удовлетворение первичных инстинктов «пролетариев», позволяющее блокировать их возможное стремление к развитию своего культурного, экономического и политического мышления.
Крутая иномарка для «глубинного народа» стала концентратом символизма, свидетельствующим о реализации индивидом всех первичных инстинктов. А если за рулем он еще может позволить себе цинично нарушать правила, то эта удовлетворенность доказана в кубе.
И здесь в этот кейс непременно нужно вложить еще одно свежее «автомобильное» событие, когда выступающий за сборную Азербайджана дагестанский спортсмен посетовал в интервью, что будет вынужден «ездить в метро», хоть и с почетной наградой этой страны на груди.
Возвращаясь снова к Суркову, надо признать, что живущий в противоположном направлении «глубинный народ» зачастую вовсе и не желает вливаться в ряды условной элиты, ведь это может лишь помешать в том самом циничном удовлетворении своих первичных инстинктов.
Однако стоящие сегодня перед страной вызовы не преодолеть без подлинной поддержки «глубинного народа», который нужно вновь разбудить, заставив работать над собой, что невозможно без возвращения ему хотя бы определенных прав на инициативу.
Отказываясь от идеологических займов на Западе, наши элиты должны воссоздать и аутентичные стимулы для народа. Который, как оказалось, вовсе не хочет работать над собой, чтобы дорасти до них интеллектом, мечтая лишь о схожем образе жизни.
«В добрые намерения публичных политиков теперь никто не верит, им завидуют и потому считают людьми порочными, лукавыми, а то и прямо мерзавцами», – констатировал Сурков, противопоставив этому западному явлению восточную веру в национального лидера.
Все не могут равняться лишь на Владимира Путина. Рядом нужны лидеры, которые здесь и сейчас способны лично убеждать каждого и быть наглядным примером. Образцом той подлинной «крутости», которую не нужно подкреплять иномаркой и дрифтом.
И поэтому важно, чтобы тот же Темирлан Абуталимов, пройдя подлинно крутую кадровую программу, продолжил бы следовать своему предопределению: уже в мирной жизни став для всех тем бесстрашным лидером, на которого могли бы ориентироваться и полагаться.
Оруэлл считал, что будить «пролетариев» политически чревато. Сурков же настаивал на том, что только народ является в России единственным источником всех политических парадигм. И минувшие пять лет говорят о том, что он был прав.
Главный вопрос в том, что на самом деле сегодня элиты могут народу предложить. Готовы ли предоставить ему возможность подлинно дорасти до уровня новых элит, или же в очередной раз согласны лишь подарить надежду на «элитный» образ жизни?
Тамерлан МАГОМЕДОВ