Пешеходная зебра. Двое приезжих мужчин быстро перебегают дорогу.
– Мы же на пешеходке, – бормочет один другому.
– Это Махачкала, привыкай, – объ-ясняет второй.
Нам жителем Махачкалы, действительно, не в диковинку перебегать дорогу на зебре, хотя и переходим в положенном месте. Местные водители слишком темпераментны и не считают нужным или возможным замедлить скорость машины перед зеброй или же, великодушно пропустив пешехода, дать ему возможность перейти дорогу в меру человеческих сил и возраста. Водитель танком едет на пешехода, давая понять, что тот обязан без промедления освободить дорогу колеснице фараона, как минимум.
Всероссийская неделя безопасности дорожного движения, стартовавшая 16 сентября, должна была напомнить водителям об элементарных правилах уважения ко всем участникам дорожного движения. Но как прошла эта неделя для каждого из нас? Наверное, в рамках тех привычек, каким человек не хочет изменять, возведя их в ранг особенностей своего характера.
Угол ул. Левина и Гусаева. 8 утра. Перехожу дорогу с 4-х летним ребенком перед красным кроссовером. Бампер машины неумолимо движется прямо на нас, и после моего окрика зависает в сантиметре от ребенка. За рулем – женщина.
Ул. Малыгина. Впереди по тротуару идет молодая женщина с коляской. Внезапно останавливается на пандусе, я обхожу и упираюсь в бампер черного джипа, стоящего перед шлагбаумом. Женщина пытается пристыдить владельца авто, загородившего дорогу: «Как мне пройти?» Но у водителя свои правила жизни и «задний ход» в его кодексе чести не значится. Немного постояв, она толкает коляску в обход машины.
Еду в такси с Редукторного поселка. Не доезжая до моста в сторону центра города, едва не влетаем в бок грузовой газели, водитель которой делает резкий поворот, не обращая внимания на других участников движения. Таксист, явно сожалея о том, что не может из-за пассажира (меня) дать волю чувствам словесно и физически, «мстит» грузовику опасным маневром на дороге. Обгоняя Газель, движется зигзагами, не давая тому проехать. «Успокойтесь, пожалуйста», – прошу таксиста, понимая, что эмоции – плохой попутчик в дороге. Минуту спустя такси нагоняет машина с сотрудниками ППС. Сейчас нас остановят (ход моих мыслей)… Но нет. Из спущенного бокового окна появляется рука с поднятым вверх большим пальцем. Таксист, окрыленный поддержкой, кричит им: «Вы ж это видели?!»
К нестандартным ситуациям на дороге все привыкли. И водители, и пешеходы, и молодежь, которая учится маневрировать сначала в роли пешехода, а затем и в роли водителя, достигнув соответствующего возраста. Маневрировать и дерзко реагировать в той ситуации, когда нарушил сам, и тогда, когда нарушил другой.
Возможно, этим и можно объяснить тот факт, что водители за рулем разговаривают то ли сами с собой, то ли с другими участниками дорожного движения, которые их не слышат, но это уже не имеет никакого значения. «Э-э-э, куда он лезет, я же на основной дороге», «Глаза открой, что ты делаешь?», «Поворотники не включаются что ли?», «Что он тормозит? А-а-а, это не он, а она!!! Сколько женщин везде развелось!»
Именно поэтому хотелось бы, чтобы призыв главы республики Сергея Меликова, прозвучавший в начале Всероссийской недели, был услышан и воспринят всеми участниками дорожного движения. Не как попытка ограничить свободу действий, а напоминание о том, что дорожные происшествия не всегда оканчиваются благополучно. Исход может быть трагическим и затронуть как самого водителя, так и его близких. Дорожная статистика в этом смысле неутешительна.
Безопасность дорожного движения должна стать обыденностью и на свободной дороге, и в условиях, когда хочется вырваться из плотного машинного потока или даже тогда, когда пешеход раздражает своей медлительностью. Ведь неизвестно – в состоянии ли он перейти дорогу так, как рассчитывает водитель. У каждого свои возможности.
Что важнее: жизнь или соблюдение правил дорожного движения? Ответить на это вопрос все равно, что решить для себя: хочу ли я сегодня поставить точку в своей или чьей-то судьбе.
Лариса ДИБИРОВА