Пугающая статистика дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Дагестан общеизвестна. «За 8 месяцев в республике произошло свыше тысячи ДТП, погибло 210 человек, в том числе 20 детей», – такие данные привел глава региона Сергей Меликов в начале Всероссийской недели безопасности дорожного движения. Возникает вопрос: можно ли было избежать этих трагедий?
Несоблюдение правил дорожного движения, к сожалению, не редкость среди населения. Особенно удивляет, когда взрослые люди подают дурной пример молодежи, подчас подвергая опасности жизни своих детей.
Вспоминается случай из жизни: проезжая однажды по улице М. Гаджиева ближе к вечеру, я заметил на обочине дороги пожилую женщину, которая держала за руку ребенка. Стоя среди припаркованных елочкой машин, она искала момент, чтобы перейти дорогу в неположенном месте. Видимо, решив, что уже «можно», она побежала под визг тормозов машин.
Как объяснить взрослому человеку, к чему может привести такое безрассудство? В рамках недели на разных площадках поднималась тема ДТП, проводились профилактические и просветительские мероприятия в образовательных организациях. Но для решения проблем требуется комплексный подход – ужесточение наказания для нарушителей и строгий контроль на дорогах. Понимая, что наказание за нарушение будет суровым и неотвратимым, водитель и пешеход будут стремиться соблюдать ПДД в большинстве своем.
Поэтому, на мой взгляд, следовало бы пересмотреть существующие меры наказания: так, сейчас в соответствие со ст. 12.29 КоАП РФ за нарушение правил дорожного движения пешеходом предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Но он не существенен. Если увеличить сумму в разы – до 5000 рублей, участники дорожного движения получат дополнительный «стимул» соблюдать правила.
Карающую водителей 264 ст. УК РФ тоже было бы не лишним пересмотреть: в идеале – довести сроки лишения свободы и лишения водительских прав до 10 и более лет, соответственно.
В качестве мер профилактики в дошкольных и школьных учреждениях полноценные занятия по безопасности дорожного движения проводятся, но результаты нивелируются родителями, переводящими детей через дорогу в неположенном месте или совершающими другие правонарушения.
К сожалению, для предотвращения дорожно-транспортных происшествий в нашей республике недостаточно одной пропаганды соблюдения ПДД среди населения. Одними «призывами» проблему не решить. Есть и иные причины, которые усугубляют ситуацию. Одна из них – инфраструктура.
Нарушения градостроительных норм за последние 30 лет привели к точечной застройке в центральной части города в противовес развитию микрорайонов. Люди вынуждены ездить за покупками и услугами в центр. В городе недостаточно парковочных мест. Хромает и организация дорожного движения. Еще один насущный вопрос – подготовка водительских кадров.
Автошколы выпускают молодых водителей, представляющих угрозу другим участникам движения. В силу недолжного обучения они совершают на дороге ошибки, потенциально приводящие к трагическим последствиям. В городе не существует специально оборудованных автодромов, практиковаться невозможно. Следует заняться вопросом квалификации будущих водителей и выделить бюджетные средства на строительство надлежащих площадок обучения, чтобы водители могли сдать на права.
Решение актуальных проблем, связанных с дорожным движением – дело непростое, и подходов к нему множество. Как отмечает начальник Госавтоинспекции МВД по РД, полковник полиции Александр Шалагин, в 2023 году Дагестан занял 5-ю строчку среди 46 регионов Российской Федерации по смертности в ДТП.
Высокая позиция нашей республики в антирейтинге прошлого года говорит о критичности проблемы. Многое зависит от осознанности самих водителей и пешеходов. Всероссийская неделя безопасности дорожного движения – прекрасная инициатива государства, но хочется видеть более значительные изменения в рамках нашей республики.
Тимур НИНАЛАЛОВ