Предложение помощника Президента России Владимира Мединского о сокращении продолжительности обучения как в школах, так и в вузах вызвало широкий общественный резонанс. Свое мнение по этому вопросу «МИ» высказал директор Махачкалинской школы №10, член Общественной палаты города Махачкалы Рамиз Сердеров.
– Я считаю Владимира Мединского хорошим историком, с удовольствием смотрю его передачи на телевидении. Что касается его предложения, то оно, на мой взгляд, противоречит известным истинам. Дело в том, что существуют определенные сроки, которые нельзя нарушать.
Например, если рождается ребенок раньше положенного времени, то зачастую он слаб здоровьем или имеет другие недостатки. Нельзя нарушать полный цикл знаний, ведь он был разработан не сегодня и не вчера. Это годами апробированный процесс, хорошо изученный историей человечества.
Особенно это важно сегодня – в пору, когда чтение книг отодвинуто на второй план. У каждого подростка в руках гаджет, и он забивает свою голову клипами, выуживая их из ленты соцсетей. На деле растет поколение молодых людей с «тиктоковым» мышлением, которые не могут связно излагать свои предложения более 40 секунд. При наличии этих аргументов – отсутствия привычки читать, размышлять – как можно обсуждать уменьшение срока обучения?
Уже сейчас сокращены гуманитарные и естественные дисциплины, почти исключены из программы обучения русские и зарубежные классики литературы. А ведь именно литература учит человека мыслить, воспитывает добрые чувства, приучает строить отношения между людьми. Есть здравый смысл, который диктует свои правила, есть понятие «хочу» и понятие «надо».
Школа – это единственная «фабрика» по созданию общества и государства, в истории человечества другой нет. А в школе работают педагоги, чье положение сегодня надо пересмотреть.
В частности, Сердеров уверен, что в современных реалиях надо поднять престиж профессии учителя, позаботиться о создании условий для его жизни и работы. Начать можно с малого – предоставить педагогам бесплатный проезд, государственное жилье, оборудованное рабочее место. А главное – достойное жалованье, чтобы вернуть человеческое достоинство учителю, уверенность в завтрашнем дне.
В таком случае профессия педагога будет престижной. Ведь сейчас мы говорим о том, что учитель бюджетник, а надо, чтобы профессия обрела статус служащего.
– Раньше были категории: рабочие, крестьяне, служащие. Педагоги всегда были служащими. От статуса тоже многое зависит, – отмечает директор школы №10.
По словам Сердерова, нужно понимать, что обучение детей это не образовательная услуга, а самый настоящий творческий процесс. Ведь педагог не только учит, он думает над тем, как вовлечь детей в урок, как разбудить в них стремление быть прилежными учениками и хорошими людьми.
Еще один важный аспект, на который указывает Рамиз Сердеров: все работающие в системе образования должны быть профессионалами в той области, за которую отвечают. Программы, инструменты, материал, планы работы и многое другое должны внедрять люди, видевшие и участвовавшие в школьном процессе изнутри.
– История страны, государства, общества наглядно свидетельствует о том, что мы придем к порядку, – считает Рамиз Мирзегасанович, – наша страна очень сильная. Нужны время и здравый смысл.
Наталья БУЧЕНКО