Фотокорреспонденция кажется нам чем-то новым – она ассоциируется с блогерством, жанром «быстрой» журналистики, коротким репортажем, которые сегодня единственно легко даются пресыщенному зрителю. На самом же деле фотокорреспонденция – это жанр, успевший стать классическим – ему столько же лет, сколько и самой фотографии.
Славился своими фотокоррами и Дагестан. Сегодня в память о профессиональной и творческой деятельности в галерее Театра поэзии проходит выставка работ Амина Чутуева – фотографа, прославившего Дагестан своими снимками. Продлится она до 31 октября.
«В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Амина Чутуева. Первый дагестанский профессиональный фотожурналист работал фотокорреспондентом ТАСС по Дагестану с 1951 года. Символично, что в этом году центральному всесоюзному информационному органу – Телеграфному агентству СССР исполнилось 120 лет.
Фотографии Амина Чутуева – не просто окно в прошлое. Это неоспоримый факт нашей с вами жизни, поскольку каждый, смотрящий на эти черно-белые кадры, по сюжетам, деталям, отдельным предметам, открытым лицам скажет: это тот самый ХХ век, в котором реки поворачивали ВСПЯТЬ.
И это не громкая метафора, а искренняя вера в способность человека долететь до звезд, совершить невозможное. Все так и было! Хотя ХХ век был веком испытаний: мировых войн и революций, голода и эпидемий.
Амин Галимович Чутуев фотографировал Дагестан до войны и после Великой Победы. На его кадрах главный герой – человек труда: рабочие на заводах, мастера в депо, рыбаки во время путины. В галерее созданных им образов – учителя, врачи, ученые, друзья-сверстники, кунаки, и во всех столько искренности! Эти фотографии так не похожи на нынешний респектабельный глянец. Но не будем класть на весы «то» и «наше» время. Просто знайте: эти люди были, они творили, тяжело работали и приближали светлое будущее», – презентует нам справка для посетителей выставки от куратора – художника Марата Гаджиева.
Удивительно четкие кадры, поданные живо, динамично. Вот не «рыба в море», а скорее «море рыбы» – фото как трансляция истинного национального достояния – даров Каспия.
А вот танцовщицы ансамбля «Лезгинка». А что мы, собственно, знаем о нем? Удивительно, ведь весь мир восхищается русским балетом, этот вид искусства занимает особое место в российской культуре, но испытываем ли мы подобное к своему национальному танцу? Лучшие хореографы, музыканты создавали историю профессиональной лезгинки, самые красивые и статные женщины танцевали на мировых сценах, прославляя народное искусство нашей Родины, но знаем ли мы имена?
И если имена руководителей и режиссеров нет-нет да и звучат на вечерах памяти в среде творческой интеллигенции, то что мы знаем об этих потрясающе красивых женщинах-танцовщицах? Ведь были у нас свои Матильды Ксешинские и Майи Плесецкие. Спасибо Амину Чутуеву, что он запечатлел их хотя бы на своих фото, пусть и безымянными…
Кадры, которые демонстрируют нам фактуру и артистизм исполнителей на театральных подмостках, – здесь статика и динамика переплелись, будто замерли на снимке. Сколько энергетики, драматической, лирической и нежной, воплощают артисты в сценическом образе.
А вот фото, которое сегодня наверняка вызовет множество споров – муж едет, а жена – идет, согнувшись под тяжестью ноши. Прежде это было суровой реальностью дагестанской женщины. Спартанские условия закалили ее, тяжесть земной жизни согнула спину. Это фото как метафора тяжелой женской доли в высокогорном ауле.
Но и в суровой сельской реальности того времени находится место прекрасному, чистому, доброму, светлому. Прямо как этот кадр с мальчишкой и петухом или ласковыми козочками в объятиях фермера.
Кто-то скажет, что черно-белые фото – это тот самый сухой остаток, лишенный всего наносного. Но мне не хватает полутонов. Хотелось бы увидеть эти кадры в цвете. Мне кажется, что цветное изображение, как машина времени, возвращает нас и погружает в эпоху, делая события живее и реальнее.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА