«Раньше было легче», – ворчат посетители поликлиник, которые теперь по идее не должны выстаивать очереди к медикам-специалистам. Казалось бы, чего проще – записался и приходи в назначенное время, не морочь другим и себе голову. Но нет, и здесь обнаружились подводные камни.
Почти каждый поход в поликлинику сопровождается какими-то «открытиями». Независимо, в какую идешь – взрослую или детскую. Начинается с мелочей. То выясняется, что врач «пересидел» с пациентом и ты вроде как пришел в свое время, но до тебя не зашел еще тот, кто записан раньше. И надо ждать, поглядывая не предательски утекающее время. То оказывается, что неправильно внесли данные в компьютер. И вроде бы малейшая деталь в виде неправильно оформленной даты выдачи свидетельства о рождении ребенка. Как кажется пациенту – ошибка несущественная, но с позиции врача – это «грех» большой. Система может сработать не так, как надо. Теперь, чтобы все поправить, надо обойти пару кабинетов, в каждом попугайским образом повторив одну и ту же фразу, что не по собственной воле, а по велению…. специалиста. Дескать, исправьте, пожалуйста. И виноват вроде как не ты, но пока обежишь всех, понимаешь, скоро врач и тебе понадобится. Потому что в каждом кабинете выслушаешь коронную фразу «почему я». (Легче самому было бы внести эту цифру в систему. Если б позволили). Человеческий фактор?
Но и тут еще не все. Прежде чем получить направление в требуемое заведение, нужно сдать массу анализов. И это несмотря на то, что заведение не больничного типа. Раньше как было – если учреждение реабилитационного типа, общего анализа крови было достаточно для полного комплекса процедур. Но теперь все иначе. Чтобы оздоровиться по системе «все включено», нужно быть максимально свободным от разного рода инфекций. А в качестве доказательства предъявить результаты анализов. Но до этого нужно заранее пойти в требуемое учреждение и встать «на очередь», чтобы попасть именно в этот год. А потом уже заново записаться к специалисту, чтобы получить направление в электронной форме. Иначе никто тебя в другом медучреждении не встретит, а направят обратно.
В назначенный день нужно явиться во всеоружии: со всеми причитающимися бумагами, причем срок их действия тоже ограничивается десятью днями. А справка об эпидемиологическом окружении и вовсе тремя днями. Так что успевай, как можешь.
«А что я могу сделать? – то ли оправдывается, то ли утверждающе говорит мне врач-специалист. – Нам и самим было бы проще вам дать бумагу, написанную от руки, поставить печать и на этом все. Сейчас система такая, все заносится в компьютер! Все данные на вас, включая куда и зачем мы направили».
И плюс вроде как есть. К какому бы специалисту ты не зашел, на тебя уже собрано «досье», которое высвечивается во всех кабинетах. Приходишь к эндокринологу, а он уже знает, какие сопутствующие диагнозы у каждого конкретного пациента, сидящего перед ним. И перелистывать бумажную карточку не надо. Она нужна лишь на тот случай, если система даст сбой. Но и в технической составляющей есть свой подвох. Пришел ты в поликлинику, врач вроде как на месте, а сделать ничего не может. Компьютер по неизвестной причине завис, или программа не отвечает. Надо перезаписаться, то есть заново встать в электронную очередь. Иначе, придя в другой день, ты окажешься в очереди из тех, кто по записи. А они, известное дело, грудью встанут перед кабинетом. И тогда придется ждать, пока все зайдут в свое время. Перспектива не очень. То же самое в отсутствии электричества. Все на месте, а сделать ничего не могут. Ведь действия совершаются в электронной форме, и даже ручка не нужна, чтобы подписи ставить. Она – тоже электронная.
Конечно, контроль за медицинскими услугами нужен. Но важно не ломать общение медика с пациентом, которое раз от разу минимизируется. Ведь врачу важнее правильно внести сведения. И он уже смотрит не в глаза пациенту, а в монитор.
Лариса ДИБИРОВА