На прошлой неделе специалисты Управления торговли, предпринимательства и рекламы в течение одной только ночи демонтировали в Махачкале более 30 незаконно установленных баннеров.
Главный специалист отдела демонтажа управления Асхаб Зайнутов тогда призвал предпринимателей не устанавливать самовольно рекламу разного рода без согласования с администрацией.
Какая работа проводится в Махачкале в этом направлении, «МИ» прокомментировал Бабат Бабатов – начальник отдела рекламы и оформления города:
– Есть закон, в котором расписаны правила размещения наружной рекламы. Но люди все равно игнорируют эти рамки. Они рассуждают так, что раз здание в их собственности, значит, на нем по умолчанию можно сколько угодно вешать баннеры. Многие не считают нужным согласовывать рекламу. Конечно, есть добросовестные граждане, кто приходит, получает документ, соблюдая законные нормативы; есть и те, кто игнорирует все законы и правила. Тогда мы приступаем к своей работе. Выдаем предписание, на его основании производим демонтаж.
ОЧЕНЬ АГРЕССИВНЫЙ МАРКЕТИНГ
Реклама в Дагестане – это не просто маркетинг, а еще один способ выразить невербальную агрессию и самоутвердиться. И речь не только о странных призывах на электронном экране или баннерах, а о том, как игнорируются правила размещения рекламных растяжек. Выходит, конкуренты воюют за клиента, а страдает от их игрищ простой горожанин.
Город периодически превращается в «минное» поле; часто стеклопакеты с рекламой устанавливают вплотную к остановочным пунктам, да еще таким образом, что ожидающие транспорт горожане боятся присесть – за ними совсем не видно дороги и номеров маршрутных такси.
Многие помнят, как узенький тротуар на Троллейбусном кольце пару лет назад перегородили громоздким сооружением, на котором красовалась реклама без того известного магазина косметики.
ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ ИЛИ СТОПОР ДВИЖЕНИЯ?
Для знатоков принципов капитализма не новость, что реклама движет и предложением, и спросом, и торговлей. Она формирует потребности и даже тенденции. За долгую историю существования реклама разрослась как метастазы: она стала внутренней и наружной. В эпоху расцвета телевидения каждый день возникали новые каналы благодаря и ради рекламы, а улицы и дома, дай волю, с помощью самоклейки коммерсанты с радостью бы превратили в «потемкинские деревни».
Но если к телевидению, с переходом в интернет, интерес у бизнеса остыл, то уличные пространства всегда актуальны. Интернет требует искать своего клиента, выставляет возрастные цензы, рекомендует вас не каждому… Зато улица – она как бумага – все стерпит.
Вот и пришлось муниципалитетам брать это все под свой контроль. Но парадокс в том и состоит, что, несмотря на существование законных возможностей размещения рекламы, предприниматели Махачкалы все равно умудряются выйти за пределы договоренностей и развесить еще миллион своих баннеров в самых неожиданных местах.
Хочется верить, что однажды реклама станет стильной фишкой и украшением города. Но пока – это варварские технологии, которые портят стены и «засоряют» пространства. И не только визуально, но и вербально. Единственно, чего действительно хочется, – это из принципа не посещать заведения, которые рекламируют растяжки.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА