Вы обращали внимание, что на улицах Махачкалы сегодня практически не встретить инвалида? Если, конечно, не говорить о «профессиональных» нищих, демонстрирующих свою увечность в поисках милостыни. Люди с «ограниченными возможностями здоровья», к сожалению, ограничены и в правах. Потому как даже выбраться из своей квартиры на восьмом этаже имеет возможность далеко не каждый.
Но они есть, и мы вроде как все им сочувствуем, вносим свои взносы в благотворительные фонды и перечисляем СМСками средства в их поддержку. Однако жить рядом с ними зачастую оказываемся не готовы. А порой не хотим, чтобы и они жили рядом с нами. Обо всем этом достаточно откровенно говорили вчера на заседании Совета при Главе РД по делам инвалидов, которое я посетил.
Специально туда аккредитовался, так как проблемы инвалидов мне знакомы. Как и то поразительное бездушие, с которым они сталкиваются, уже перестав меня удивлять. Но история о том, как трехлетняя девочка ослепла, так и не получив ни должной реабилитации, ни даже пенсии по инвалидности, поразила Сергея Меликова. И он обрушился с критикой на руководителя бюро МСЭ, чью фамилию я тоже не запомнил.
Говорят, чиновников надо регулярно менять. И, возможно, мы вновь увидим смену руководителя в печально прославившемся на всю страну дагестанском бюро МСЭ. Однако это мало что изменит в сложившейся в республике ситуации, если не поменять саму систему. А система кривая. Ведь по большому счету многие ведомства заботятся об инвалидах не более, чем и то, которое их такими и признает.
Проблемы и с обеспечением жильем, и с программами реабилитации, и с техническими средствами для нее. И корень их всех в том, что нет правильно налаженного взаимодействия. Когда каждая структура будет максимально задействована в решении проблем людей с ОВЗ, а не для собственного спокойствия спихивать их на энтузиастов по гнусному принципу: «На тебе Боже, что нам негоже».
Энтузиасты в зале были. Скрупулезная Екатерина Иноземцева, эмоциональная Бегум Багандова и многие другие. Большинству удалось высказаться и о многом попросить. Увы, подобные встречи обычно сводятся к просьбам о решении той или иной частной проблемы. Однако инвалидов в республике порядка 300 тысяч и по-настоящему эффективно помочь им можно, только решив общие проблемы.
Для этого в ходе заседания было принято решение о создании межведомственной рабочей группы, в которую войдут представители минздрава, минтруда, социального фонда, общественники и другие заинтересованные стороны, по роду деятельности обладающие необходимыми возможностями и компетенциями. Насколько эффективно эта группа будет работать, зависит от самого формата работы.
Качество и результаты всегда там, где обеспечена прозрачность деятельности. Как минимум, заседания этой рабочей группы должны стать частыми и с широким доступом общественности и прессы. Именно там, на мой взгляд, и должны звучать те многочисленные просьбы и предложения, которые были вчера адресованы Сергею Алимовичу. Именно в этой группе их и должны оформлять в решения.
Конечно, всех проблем не решить, но начать работать надо хотя бы с начала. Которым, по моему убеждению, должно стать признание того факта, что инвалиды – такие же люди, как и мы все. Не на словах, а на деле начав через ту же социальную рекламу приучать все общество, что вокруг нас живут иные люди. И они очень разные, порою странные и даже вызывающие страх, который мы должны перебороть, приняв их такими, какие они есть.
Неслучайно, что на заседании много времени было посвящено вопросам детей с ментальными нарушениями, которые по признанию самих медиков являются сегодня основной категорией инвалидов среди детей. У них есть руки и ноги, они ходят и немного даже говорят. И поэтому далеко не всегда окружающие воспринимают их как инвалидов, как не желая оформлять им инвалидности, так и уступать даже место в общественном транспорте.
А они в этом нуждаются…
Тамерлан МАГОМЕДОВ