Контрасты и парадоксы стали частью нашей повседневной жизни. Как так получается, что улицы столицы региона-аутсайдера по уровню зарплат переполнены очень дорогими автомобилями? Да и зарплаты наших бюджетников самые низкие в стране, а вот цены в магазинах почему-то московские. Впрочем, речь не только о бюджетниках.
Согласно данным Росстата, в 2022 году Дагестан занял 82-е место в рейтинге по уровню зарплат. Всего 1,4% работников получают более 100 тыс. рублей, в то время как 39,6% трудящихся зарабатывают менее 20 тыс. рублей. Наиболее распространенные зарплаты колеблются в диапазоне от 16 до 35 тысяч рублей.
Ситуация в прошлом году практически не изменилась. Официальная инфляция достигла почти 8% годовых, а зарплаты существенно не выросли. Исследование РИА «Новости» показало, что в 2023 году во всех субъектах РФ был зафиксирован рост заработной платы, превышающий уровень официальной инфляции. Однако самый низкий прирост средних зарплат вновь наблюдался в нашей республике.
Почему так происходит? Ответ достаточно прост. Рынок труда в Дагестане находится в тени, а значит, не все его аспекты можно разглядеть. Например, объемы «серых» зарплат не вписываются в статистику. Как следствие, налоги не поступают в республиканский и местные бюджеты.
О значительном объеме «теневой» экономики в Дагестане и особенностях сферы рыночной торговли, где лишь 3,5 тыс. продавцов используют кассовые аппараты, заявлял и глава республики Сергей Меликов. Еще более внушительные данные привел в прошлом году премьер-министр Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов, по оценкам которого доля теневой занятости в экономике Дагестана составляет не менее 40-50%.
Для улучшения столь плачевной ситуации в Дагестане были созданы зональные рабочие группы, которые реализуют план по снижению теневой занятости. Теперь рейды по объектам предпринимательства стали рутинной работой налоговых служб и местных администраций. Именно о таком рейде отчитываются представители зональной рабочей группы в Махачкале.
Мероприятие прошло при участии Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по РД, городских властей и сотрудников МВД. В ходе проверки было обследовано 29 бизнес-объектов, расположенных на проспекте Амет-Хана Султана.
По словам исполняющего обязанности начальника отдела оперативного контроля № 1 УФНС по Дагестану Муртазали Ибрагимова, в результате проделанной работы удалось зарегистрировать четырех предпринимателей и официально поставить их на налоговый учет. Ключевым моментом операции стало сотрудничество с представителями ГАУ РД «МФЦ по РД», что позволило принимать заявления о регистрации индивидуальных предпринимателей на месте.
Впрочем, эти данные лишь отчасти отражают масштаб проводимой работы. Вопрос, как говорится, на контроле у премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова, которому в канун нового 2024 года мэр Махачкалы Юсуп Умавов доложил о проделанной работе зональной рабочей группы Махачкалы в прошлом году.
Судя по этой информации, в результате мер, принятых налоговыми органами, 1398 человек были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и около 42 тысяч человек зарегистрировались как «самозанятые».
Как видим, цифры значительно выше, однако о прорыве в деле обеления бизнеса, по всей видимости, говорить пока рано. Предприниматели столицы также не спешат использовать контрольно-кассовую технику. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РД Мурад Далгатов утверждает, что это наглядно видно при посещении гастрономов в самом центре Махачкалы.
«Если покупателю не выдали чек, то он вправе требовать оплаты услуги или товара за счет организации», – говорит он, предупреждая о растущей ответственности бизнеса за игнорирование требований по использованию контрольно-кассовой техники. Законодательно с 2025 года вводится целый ряд поправок, ужесточающих требования к ее использованию.
Так что требуйте чеки!
Адам ТАГИРОВ