Удовольствие от работы, спокойствие от семьи

Гаджи Малучиеву исполняется 60 лет

«Педагог от Бога, профи своего дела, таких как он по пальцам сосчитать» – за Гаджи Малучиевым – кандидатом педагогических наук, директором Республиканской специализированной библиотеки для слепых, тянется шлейф высоких эпитетов. Но, судя по его удивленной реакции, о себе он вполне «земного» мнения. И несмотря на то, что мы сразу договорились, что очерк будет биографическим и посвящен исключительно его предстоящему 60-летнему юбилею, он чаще говорит о других. Причем в беседе настолько искренен, будто мы сто лет знаем друг друга:

– Я из семьи инженеров – отец нефтяник, отучившись в Московском нефтяном институте, работал в Средней Азии, потом вернулся в Дагестан, перешел в объединение «Дагнефть». Сам он родом из сел. Унчукатль Лакского района.

Мы жили как все – обычная советская семья. Вроде нефтяник зарабатывал несколько больше других, но отец нас не баловал. Для нас был праздник, когда отец привозил из командировок конфеты, каких в Махачкале не продавали, бананы. Жили мы рядом с 8 школой – сейчас это улица А. Алиева. Учеба в школе мне давалась легко. Я много читал, дома были свои книги, к 7 классу перечитал всю домашнюю библиотеку. К слову, среди художественной литературы мне попадались технические справочники, университетские учебники по физике, химии и т.п. – ими пользовался отец. И в них можно было почерпнуть немало интересного. Но все же классическая литература была мне ближе.

С большой теплотой Гаджи Малучиев вспоминает своих педагогов, превращавших учебный процесс в увлекательное действо: «В старших классах нашим классным руководителем был замечательный преподаватель по физике – Григорий Ростиславович Наземцев. Впоследствии он создал физико-технический лицей на базе 8 школы. Целыми днями мы сидели в лабораторном помещении и чего только там не делали! Паяли, варили, резали – он вовлекал нас во все свои эксперименты. Охваченные жаждой исследований, мы были только рады этому. Он был тот, к кому приходили студенты вузов, просто посмотреть, как проходят наши занятия!»

Учитель химии Надежда Ивановна Кравченко – из той же возвышенной плеяды одухотворенных педагогов. Но… «“Победил” учитель истории Сергей Власович Столяров, – смеется Малучиев. – Он смог сместить фокус моего внимания именно на свой предмет. Многие тогда удивились моему выбору, изначально ожидая выбор инженерной профессии».

 

ЭТОТ ОТЛИЧНИК, А ЭТОТ…

– «Устроить в вуз» – таких слов для нас не существовало. В нашей семье две старшие сестры и я учились хорошо и поступали сами. Хотя при социализме это было не так уж и легко, конкурсы были достаточно высокие: на каждое место – по несколько претендентов. Я же буквально влетел в систему высшего образования. Это был «громкий факультет», считалось, что здесь «выписывают путевки» в жизнь. Что-то вроде кузницы будущих партийных деятелей, – вспоминает Гаджи Сафижулаевич.

Он честно признается: тогда он впервые узнал о существовании такой оценки, как тройка. И не потому, что не мог: просто учился уже не так самозабвенно, как в школе, в чем искренне раскаивается. Поздно начинал готовиться к экзаменам, к семинарам. Круг интересов одной учебой не ограничивался. Какие только кружки он не посещал! Но больше всего нравились – журналиста и экскурсовода.

– Я был любопытен и любознателен, пробовал участвовать в СТЭМе – студенческом театре, но не смог преодолеть страх сцены и чувство стеснительности. Сейчас мои студенты сильно удивились бы, услышав такое обо мне, – признается он. – Журналистом, как видите, я не стал, а вот экскурсии проводил неоднократно. Окончив курсы, еще студентом я начал работать гидом по Дагестану. Несколько раз выезжал за пределы республики. Хороший честный заработок, еще и интересный. Да и в 20 лет всегда найдешь, куда потратить деньги.

Но жизнь все расставляет по своим местам. Выпускников вузов отправляли работать по распределению. Малучиева определили в Бабаюртовский район учителем истории в школе-интернате. Привыкший к комфортным городским условиям, он вначале испытал шок от увиденного. Особенно удручало отсутствие воды, за которой приходилось идти достаточно далеко.

Но зато его окружали дети, глаза которых излучали неподдельный интерес и надежду.

– Для детей я был словно частью другого мира: интересного, увлекательного. Они буквально изголодались по знаниям. Разве мог я их разочаровать? – рассказывает Малучиев.

И вот в один из дней он приехал в город и, договорившись с библиотекарем в вузе, решил собрать буквально все книги, по которым он сдавал экзамены и зачеты: «Два огромных баула набрал и привез их в село. Я заново проштудировал всю литературу, создал всевозможные кружки: любителей древней истории, новейшей истории и др. Учеников было немного, поэтому я мог заниматься с ними практически индивидуально».

Гаджи Сафижулаевич считает, что ему очень повезло с однокурсниками. Такого выпуска ни до, ни после них не было, уверен он. Среди студентов было немало настоящих трудяг, они упоенно поглощали знания. В годы учебы их курс стал дружным коллективом, отшлифованным историческим факультетом. Сегодня это люди, добившиеся замечательных успехов: кандидаты и доктора наук, отличные педагоги и деятели наук: И.М. Мусаев, А.О. Булатов, А.К. Аликберов, С.А. Семедов, А.И. Омаров, В.В. Мамцев и др., конечно, немалая заслуга в том педагогов, отмечает Малучиев: «Наши педагоги были исключительно высокоэрудированными людьми, звездами науки. При встречах выпускники исторического факультета ДГУ практически всегда вспоминают своих лучших педагогов: В.П. Дзугурову, Ф.З. Феодаеву, Р.М. Магомедова, А.Е. Криштопу, Н.А. Сотавова, В.П. Егорову».

– Сейчас вы и сами в роли преподавателя. Как относитесь к студентам? Вот этот отличник, из него толк будет, а этот, допустим, лентяй…

– Тройки – это не показатель умственных способностей. Это значит, что студент либо сильно отвлечен чем-то другим – пытается жить в режиме многозадачности: допустим, содержать семью и учиться или тренируется, т.е. у него учеба не на первом месте, какие-то иные цели, которые отнимают больше времени. И он вынужден «выкручиваться» на сессии. В поисках путей решения проблемы «как получить оценку, не имея знаний» «студент-троечник» формирует навыки поиска решений в трудных ситуациях. Высокие оценки – это хорошо, но, если отличник зациклен на оценках, это скорее минус, чем плюс.

 

УШЕЛ В (НИ)КУДА?

Он работал в ПТУ, в городской школе: преподавал историю, обществознание. Но так же, как и многие, в трудные 90-е годы встал перед выбором: жить впроголодь или уйти в бизнес.

– Развал Советского Союза – тот самый водораздел, который в корне поменял жизни многих людей. В 1992 году я ушел из школы буквально в никуда. Я четко понимал: на мою зарплату не то что семью прокормить, самому прожить невозможно. Неожиданно мой товарищ Давди Ильясов предложил заняться коммерцией, через брокерскую контору. К слову, к тому времени у меня за плечами были различные управленческие курсы, ведь я всегда параллельно чему-то учился. И тогда я впервые понял разницу в доходах коммерсантов и педагогов. Хотя очень тянуло обратно в школу, но вернуться я не мог.

Но со временем бизнес пришлось оставить. Помешал пресловутый дагестанский менталитет. Та самая «уникальная» особенность отдельных наших людей – снимать с себя ответственность одной фразой: «Извини, брат, не получилось». Для Малучиева, опиравшегося в работе на принципы честности, ответственности и добропорядочности – такой подход к договоренностям стал, мягко говоря, испытанием для нервной системы. Он решил вернуться в науку. Перешел работать в университет и «утонул» в этой работе.

– Отзывы в Интернете на рейтинговых сайтах о вас – все сплошь восторженные. Студенты восхищены вами, вашей эрудицией. Вы владеете особенными педагогическими приемами?

– Дело не в эрудиции. И секретов нет никаких. Все они расписаны в учебниках по педагогике. Вопрос в том, что сами педагоги не всегда стараются. Если мотивированный и посещающий студент (ученик) не знает, то это прямая ответственность преподавателя. Для одних студентов достаточно показать текст или рассказать, для других необходимо видеоролик включить, третьим изобразить схему и т.п. У каждого свой способ восприятия информации.

Сейчас он занят на основной своей работе. Гаджи Малучиев возглавляет Республиканскую библиотеку для слепых. Помимо этого, преподает в ДГУ и заведует Центром социально-психологических исследований в молодежной среде ДИРО.

– В какой-то момент я собирался уехать из Дагестана и почти уже… Но руководство Министерства культуры РД предложило разработать и реализовать проект развития библиотеки для слепых. Я рад тому, что занят очень нужным делом. В Дагестане около 7200 инвалидов по зрению и около 20000 слабовидящих, конечно, не все из них являются читателями нашей специальной библиотеки, но постепенно все большее число посетителей библиотеки позволяет нам верить в то, что мы на правильном пути. Через территориальные общества слепых, через центральную библиотечную систему мы регулярно расширяем зону обслуживания, стремясь охватить весь Дагестан. Нынешний потенциальный пользователь нашей библиотекой знает, что для него создаются все более лучшие условия: помимо книг, изданных шрифтом Брайля и др. тактильных изданий предлагаются аудиокниги; книги, напечатанные крупным шрифтом (для слабовидящих), а также обычные книги. С желающими как в группах, так и индивидуально работают психологи.

Сейчас они понимают, что могут пользоваться библиотекой, где для них создаются все более комфортные условия. У нас функционирует Центр методик инклюзивных и творческих технологий. Наши сотрудники систематически совершенствуют свои профессиональные навыки. Они думают над тем, какие новые услуги предложить нашим незрячим посетителям. За последние два года мы выиграли три гранта: спортивно-творческий фестиваль для незрячих и слабовидящих “Эстафета добра”; Грант на создание Центра социокультурной реабилитации незрячих и слабовидящих “ПРОзрение”; Грант на создание тактильно звуковой карты архитектурных и природных памятников “Дагестан на кончиках пальцев”. На эти средства мы закупили игрыи специальное оборудованиедля незрячих. Ежегодно Минкультуры РД выделяет нам средства на покупку книг и необходимого оборудования. Вроде бы все хорошо, но есть одно НО: значительная часть потенциальных пользователей хотели бы, чтобы наша библиотека располагалась в более удобном для посетителей районе города. Т.к. от ЦУМа сюда (на М. Гаджиева, 160) достаточно редко едут маршрутные авто за №№ 64, 6 и 61, ну а чтобы добраться с Редукторного поселка или с пр. Гамидова и пр. Шамиля, придется ехать с пересадками. Сами автобусные остановки также не очень близко расположены. Для незрячего человека это проблематично.

Библиотека обеспечена книгами, причем как для незрячих, так и зрячих. И вот здесь у многих возникает вопрос: а зачем в библиотеке для слепых обычные книги. «Но ведь большая часть наших посетителей приходит с сопровождающими. И им тоже надо чем-то занять себя. Кроме того, библиотекой пользуются школьники, учащиеся вузов. Большинство посетителей ведут маломобильный образ жизни, для них выйти в город и посетить библиотеку, где обычно их уже ждут, т.к. заранее созваниваются, это почти событие. Каждого незрячего читателя в момент посещения обслуживают два-три библиотекаря. Один разговаривает с ним, другой идет за книгами Брайля, третий подготавливает аудиокниги. Мы создали и развиваем психологическую службу. Конечно, уровень зарплаты не привлекает молодежь, но мы работаем над тем, чтобы наши сотрудники совершенствовались и выигрывали гранты», – рассказывает он.

Малучиев очень увлечен своей работой, и так же старался воспитать детей, каждый из которых выбрал свою дорогу в жизни и занят любимым делом. «Человеку для счастья помимо здоровья необходимо получать удовольствие от работы и спокойствие от семьи», – уверен он.

Лариса ДИБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сенатор Сулейман Керимов оплатит хадж для 5 тысяч россиян

Сенатор Сулейман Керимов профинансирует паломничество в Мекку для 5 тысяч российских мусульман в 2025 году. Об этом сообщил муфтий...

В Махачкале завершается корректировка Генплана

В Махачкале завершается работа по внесению изменений в Генеральный план муниципалитета, что является ключевым направлением развития столицы, обозначенным мэром...

Мэр Махачкалы встретился с представителями студенческой молодежи Дагестана

Накануне Дня российского студенчества мэр Махачкалы Юсуп Умавов встретился с представителями студенческой молодежи Дагестана. Градоначальник от имени жителей дагестанской столицы...

Вносятся изменения в дорожное движение на перекрестке с круговым движением на улице Булача

Со следующей недели, 27 января, вносятся изменения в организацию дорожного движения на перекрестке с круговым движением на улице Булача...
spot_imgspot_img

Риелтора из Дагестана задержали за мошенничество с жильем в Санкт-Петербурге

Правоохранительные органы задержали в Дагестане риелтора, который два года назад обманом завладел денежными средствами жительницы Санкт-Петербурга. Сообщается, что пострадавшая наткнулась...

Юсуп Умавов поздравил студентов, аспирантов и преподавателей с Днем российского студенчества

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов поздравил студентов, аспирантов и преподавателей города с Днем российского студенчества. «Со времени зарождения в России студенчества...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам