Сказать, что уходящий 2024 год был трудным в экономическом плане, значит ничего не сказать. Это один из самых турбулентных периодов последних десятилетий. Только судя по цифрам текущей ключевой ставки ЦБ РФ и показателям годовой инфляции, с этим выводом спорить мало кто станет.
Между тем отличий экономической ситуации настоящего времени в стране и в Дагестане в частности от годов 90-х и нулевых предостаточно. В большей степени свидетельствующие об устойчивости нашей экономики, они дают основания для сдержанного оптимизма. Крайне низкий уровень внешнего и внутреннего долга, низкий уровень дефицита федерального бюджета и «разгон экономики» последних лет за счет бюджетных ассигнований в самые различные отрасли этот оптимизм укрепляют. Правда, есть и риски! Но сначала о главных пяти трендах экономики Дагестана 2024 года.
Рост индекса промышленного производства
Во-первых, это продолжительный рост промышленного производства. Индекс промышленного производства в Дагестане за первые шесть месяцев 2024 года достиг 135,9%, согласно данным территориального органа госстатистики. По всей видимости, по итогам года будут достигнуты рекордные показатели в этом секторе экономики Дагестана.
Беспрецедентные результаты промышленного комплекса обусловлены, конечно, возросшими объемами гособоронзаказа, однако не только. Но это уже второй тренд.
Дагестан наращивает производство обуви, текстиля и одежды
Вслед за обувщиками, которые совсем недавно казались единственными, кто мог выйти на легальный рынок страны, эту нишу осваивают текстильщики и дизайнеры одежды. Растут как объемы, так и ассортимент изделий легкой промышленности нашей республики, и они с успехом реализуются по всей стране. Судя по тому, что возводятся новые цеха, фабрики и развиваются дизайнерские студии, тренд этот только усилится в перспективе.
Коридор «Север – Юг»
Еще один устойчивый тренд, способный если не озолотить Дагестан, то по крайней мере придать экономике небывалый импульс развития, – это участие Дагестана в проекте международного транспортного коридора «Север – Юг».
К сведению, стратегически важная трасса Р-217 «Кавказ» продолжает расширяться и модернизироваться, играя ключевую роль в обеспечении логистических связей между Россией, ближним и дальним зарубежьем. Республика планирует построить несколько объездных магистралей, которые позволят разгрузить транспортные потоки в крупных городах региона. В частности, новые дороги будут построены в обход Хасавюрта и Махачкалы. В 2025 году участок федеральной автодороги Р-217 «Кавказ» между Хасавюртом и Махачкалой (с 739-го по 754-й км) станет 4-полосным. Модернизируется также морской торговый порт Махачкалы. Работы здесь на годы!
Махачкала федерального значения
Наша столица обретает больший экономический вес не только в СКФО и во всем Юге страны, но и в целом по федерации. Свидетельством этому то, что все больше наш регион вовлекается в общефедеральные стратегические проекты. Геополитические преимущества Дагестана наконец стали реализовываться в жизнь, главными из которых, конечно, являются реализация вышеупомянутого проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», создание в республике мощного туристического кластера, что в совокупности превращает Махачкалу в крупный экономический центр страны. Как подтверждение этому тренду – по предварительным итогам 2024 года наша столица в числе лидеров городов с высоким качеством жизни (рейтинг составил Финансовый университет при Правительстве РФ). Махачкала, набрав 71,8 балла, стала пятой, не сумев обогнать Сочи, который в рейтинге стал четвертым с таким же объемом баллов.
В развитии экономики, как было сказано выше, существуют и риски. Главный – высокий уровень инфляции, который отчасти решением ЦБ РФ от 20 декабря не пошел, как обычно, в рост. Один из главных аргументов сохранения ставки – замедление уровня корпоративного кредитования. Значит, есть надежды, что все в конце концов стабилизируется.
Соответственно, и экспорт растет
Внешнеторговый оборот Дагестана в 2024 году вновь увеличился. Также вырос экспорт, он за 9 месяцев текущего года вырос на 8%. Всего объем экспорта Дагестана за последние 4 года от 56 млн дошел до объемов 162 млн долларов США. И это несмотря на пандемию и санкции. Последнее говорит об устойчивости тренда, который только будет укрепляться на фоне развития международного транспортного коридора «Север – Юг».
Адам ТАГИРОВ