С руководителем сразу нескольких успешных бизнес-структур в сфере образования Магомедом Абакаровым в Дагестане знакомы многие. Однако поговорить с ним мы в этот раз решили не об образовании как таковом, а именно о бизнесе в этой сфере.
– А почему вы вообще начали бизнес в сфере образования?
– В 1997 году поступил в аспирантуру и параллельно начал преподавать в университете на экономическом факультете. Дослужился до заместителя декана, защитил кандидатскую здесь, позже поступил в докторантуру МГУ имени Ломоносова и уехал в Москву. Тогда мне поступило предложение возглавить новый частный вуз. И в 2013 году я вернулся, влившись в образовательный бизнес. И в своей научной деятельности я ведь тоже изучал бизнес. У меня кандидатская по малому бизнесу, а докторская вообще по бизнесу в социальной сфере: «Социально-экономическая эффективность сферы платных услуг в трудоизбыточном регионе».
Я изучал эффективность разных вузов. Рассматривал системы управления частными образовательными учреждениями высшего образования, сравнивал Дагестанский государственный университет и Денверский университет в США. И такая история, что у них два параллельных мира. Первый мир научный, которым руководит ректор. И есть мир маркетинга, которым руководит типа генерального директора, который занимается продажами, рекламой, привлечением спонсоров. Мы же привыкли в госвузах, что к нам приходят сами абитуриенты и мы кого-то принимаем, кого-то не принимаем. А тут такой мир, когда они сами ищут, настоящий образовательный рынок.
Этот же принцип построения бизнеса я применил в 2014 году при создании своей академии. Когда в образовательном учреждении сочетаются не только содержательная учебная часть, но и маркетинг, реклама, продажи и т.д. Я понимал, что в найме работать уже не хочу, имея определенный опыт, знания, которые позволяли мне самому заниматься бизнесом. Поэтому и решил начать свой бизнес в той сфере, которую знал и понимал, попытавшись занять ту нишу, которая мне показалась свободной.
Наш профиль изначально – дополнительное профессиональное образование. К сожалению, у нас абитуриенты часто приходят в вуз, не осознавая, кем хотят работать. За них специальность выбирают родители. Но позднее некоторые понимают, что это не их профессия. Возникает желание переобучиться. Этот достаточно массовый запрос я знал, построив бизнес на его удовлетворении. При наличии базового диплома дополнительное профобразование позволяет за короткий срок получить вторую профессию и законно заниматься этой трудовой деятельностью.
Также я понимал, что сейчас мир быстро меняется, и человек с одним багажом знаний уже не может прожить всю свою жизнь. Если раньше, к примеру, мой отец получил филологическое образование в ДГУ и всю жизнь работал в школе, ему этого было достаточно, то сейчас все так быстро меняется, что человек буквально каждые 5 лет вынужден менять профессию или корректировать свое направление деятельности. Дополнительное профобразование позволяет это сделать быстро и на законных основаниях.
– В этом вашем ответе мы подошли к моему давнему тезису, кто-то соглашается, кто-то нет, что эффективный бизнес – это всегда решение какой-либо проблемы общества. Условно, мы хотим есть и кто-то открывает кафе. Но в чем в данном случае кроется так любимое коучами УТП?
– Я же вырос в семье учителей. У меня отец учитель, тетя, дядя, сестра, не без гордости скажу – династия учителей. И каждый учитель знает, что такое повышение квалификации. В советское время, если помните, учителей отправляли раз в 3 года на повышение квалификации. При этом им давали командировочные и размещали в общежитии, освобождали от работы на 2 недели. Это был для человека чуть ли не как праздник такой – выбраться в город, поучиться, перезагрузиться морально, перенять опыт коллег. Для учителей это было очень ценно. Но сейчас ни командировочные не дают, ни общежитие. Но иди и повышай квалификацию.
Теперь получается, что учителю надо тратиться на дорогу и 2 недели жить в городе. А ведь в горной особенно местности нехватка учителей и директор школы не может отпустить на 2 недели учителя, ему просто физически некем его заменить. Изнутри зная эту систему, я и предложил учителям обучение в очно-заочной форме. И все по закону. Они приезжают на выходные к нам обучаются, в остальные дни – самостоятельное обучение – мы им даем задание. И теперь им не нужно 5 дней жить в Махачкале, они только сутки ночуют с субботы на воскресенье. И у них трат намного меньше, и у директора учебный процесс не нарушается.
Позже, в 2017 году, мы первыми, наверное, внедрили в Дагестане систему дистанционного обучения, когда учителя могли, уже не приезжая вообще сюда, проходить обучение в нашей электронной образовательной среде. И это, говоря вашими словами, как раз история о том, как мы решаем проблемы своих клиентов, развивая и масштабируя свой бизнес.
Работая в государственных учреждениях, я видел, что классическое образование не вполне отвечает запросам реального сектора. Я понимал, как строятся учебные планы, опирающиеся на образовательные стандарты, где прописаны 5 обязательных предметов, остальное же формируется на уровне вуза, региона и т.д. И знаю, как выстраивается баланс интересов заведующих разных кафедр, проталкивающих свои предметы, чтобы защитить часы. К сожалению, на выходе часто получается «образовательный Франкенштейн». Выпускник, нацеленный не на то, как он будет работать, а на то, что внутри вуза решили разные влиятельные дяди.
Сам став бизнесменом, вижу выпускников, вообще не подготовленных для бизнеса. К примеру, приходит девочка, окончила с красным дипломом бизнес-информатику. Отлично, я использую в работе несколько автоматизированных систем: Битрикс 24, 1С-Зарплата, Управление персоналом, Тезис. Вроде самые распространенные. Умеешь работать? Нет! Ни в одной! А что умеешь? Ворд, эксель. Отлично, но это и мои дети умеют, хотя не учились 4 года и красных дипломов не получали.
Бизнес-информатика – это специальность, которая призвана быть посредником между обычным специалистом и IT-системами. Человек должен эти системы настраивать под требования бизнеса, и обучать сотрудников в них работать. И это должен быть готовый специалист, которого не надо переобучать. Это боль не только моя, но и любого бизнеса в Дагестане.
– Ваш IT-колледж на это нацелен?
– Во-первых, у меня самого растут дети. И я пониманию, что в наших школах, пусть меня простят, нет образования в старших классах. Выпускники тупо зубрят ЕГЭ, которое, по моему пониманию, эффективно для поступления в вуз, чтобы это был более-менее, так скажем, справедливый отбор, но с точки зрения получения знаний и навыков – это вообще ни о чем. В итоге я переместил свой фокус поиска с вуза на колледж. Искал долго и в 2018 году нашел в Москве такое учреждение, работающее по бизнес-ориентированной методологии. В этом случае сначала проводится мониторинг реальных запросов бизнеса и уже на его основе строится учебный план. Например, изучают, какие компетенции нужны сегодня фронтенд разработчику, раскладывают эти компетенции на предметы и включают эти предметы в программу.
И у нас они с третьего курса идут сначала на учебную практику, потом на производственную практику, далее на стажировку, а затем в бизнес-инкубатор. И эти ребята могут, выполняя заказы, зарабатывать деньги. С третьего курса процентов, наверное, 80 сами оплачивают свое обучение. И если сейчас посмотреть на такого третьекурсника, то это как пятикурсник классического вуза, хотя поступал то он после 9 класса. Получается, мы ему на 4 года сократили путь в бизнес. Можно ли это считать решением еще одной проблемы общества? Вам со стороны видней.
– Стоит ли кому-то еще, на ваш взгляд, вкладываться сегодня в бизнес в сфере образования?
– Образовательный бизнес – один из самых сложных. Если человек со стороны хочет просто вложить денег, я бы ему не рекомендовал. Если ты сам изнутри образование не знаешь, сделать здесь бизнес очень сложно. Во-первых, очень много требований, начиная с санитарно-эпидемиологических, заканчивая требованиями Рособрнадзора, противопожарных очень много разных требований. Легче всегда открыть магазин и даже ресторан. Поэтому сюда надо идти по призванию. Если тебе интересно образование, если ты свою миссию видишь в том, чтобы людям помогать получать знания, тогда идешь. И, наверное, этот бизнес не сделает тебя миллиардером. Очень сложно в образовательном бизнесе заработать большие деньги. Это такой выстраданный хлеб.
И только рекламой, например, ты не сможешь заработать клиентов. Самые верные, надежные клиенты – это те, которые приходят по твоему имиджу. Поэтому сразу большой поток клиентов не жди. Тебе надо заработать репутацию, показать, что ты реально выпустил хороших специалистов. И нужно финансовое плечо, чтобы в этот достаточно ощутимый промежуток времени бизнес тащить на себе.
Да и стартовые затраты не маленькие. На материально-техническое обеспечение большие вложения и на содержание, потому что очень большая доля заработной платы. Самые ведь высокие налоги у нас на фонд оплаты труда. А скрыть персонал в сфере частного образования вообще невозможно, потому что у тебя же учебный план, все открыто, и ты все предметы должен показать, и кто-то их должен вести. И причем вести это должен человек, который имеет специализированное образование и должен соответствовать всем нормам. На быструю и большую прибыль рассчитывать не стоит.
– Значит, стратегически бизнес – все же не про деньги?
– Думаю, да. Хотя к осознанию этого я тоже не сразу пришел. Я когда ушел в бизнес, у меня была уверенность, что могу управлять чем угодно. Понаоткрывал разного направления бизнес-объекты, пока вдруг не понял, что не хочу всем эти заниматься, не интересно. Как оказалось, все эти утверждения о том, что нужно заставить себя выйти из зоны комфорта – ерунда. Когда ты знаешь свое дело – тебе легко этим заниматься, ты не ломаешь себя. Поэтому надо сделать так, чтобы тебе было комфортно и то, чем ты занимаешься, приносило удовольствие. Мой опыт говорит о том, что бизнес, который ты не любишь, он и тебя не любит. И ничего тебе не даст.
Тамерлан МАГОМЕДОВ