В чем плюсы раннего прибытия на джума-намаз?

Пятница для мусульман имеет очень важное значение. Этот день считается праздником, который повторяется каждую неделю. Из-за такой частоты его почитание среди мусульман немного теряется.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, этот день является праздничным днем (ид), который Аллах даровал мусульманам. Те из вас, кто идет на пятничный намаз, пусть совершают полное омовение (купание); если имеются благовония, то наносите их и не забывайте о сиваке» (Ибн Маджа, 1098).

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучший день, в который восходит солнце, — это пятница. В [этот день] Аллах создал Адама. В [этот день] он вошел в Рай, в [этот день] был изгнан из него, и Последний час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы» (Имам Ахмад, 9207; Тирмизи, 488).

Из этого хадиса мы понимаем, что пятница является лучшим днем недели. Следовательно, за поклонение, совершенное в этот день, верующий получает больше награды, чем в другие дни недели.

Есть разные виды поклонения, которые связаны с пятницей, но самым важным богослужением, которое совершается в пятницу, является джума-намаз. Совершение джума-намаза в мечети является индивидуальной обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина.

От Салмана (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Для того, кто совершит полное омовение в пятницу, как велено, потом выйдет из своего дома, пойдет на джума-намаз и будет молчать, пока имам не завершит намаз, это станет выкупом за грехи, совершенные с прошлой пятницы до этой пятницы» (Ан-Насаи, 1676).

Тому, кто собирается на джума-намаз, желательно отправиться в мечеть как можно раньше. Следовательно, чем раньше верующий придет в мечеть на пятничное богослужение, тем больше награды он получит.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение, какое следует совершать после большого осквернения (джанаба), а затем отправляется на джума-намаз в мечеть в первый час, подобен тому, кто принес в жертву верблюда (то есть получит за это такую же награду), отправляющийся на джума-намаз позднее, во второй час, подобен тому, кто принес в жертву корову, отправляющийся на джума-намаз в третий час подобен тому, кто принес в жертву рогатого барана, отправляющийся на джума-намаз в четвертый час подобен тому, кто принес в жертву курицу, а отправляющийся еще позднее, в пятый час, подобен тому, кто принес в жертву яйцо, когда же выходит имам (когда имам поднимается на минбар и приступает к чтению хутбы), ангелы, завершив запись, являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха (хутбу)» (Бухари, 881; Муслим, 850).

В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ подробно рассказал о плюсах раннего прибытия на джума-намаз и о том, какая награда предусмотрена за это. А тот, кто пришел после начала хутбы, уже не будет отмечен ангелами, которым поручено записывать людей, приходящих на пятничную молитву.

Когда имам поднимается на минбар, ангелы закрывают свитки, в которые записывали имена тех, кто рано пришел в мечеть. А те, кто приходит в мечеть после этого, лишают себя вознаграждения, которого удостоились пришедшие рано.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх аль-мухаззаб» пишет следующее: «Этот хадис побуждает к раннему приходу в мечеть на джума-намаз и указывает на то, что степень награды, которую получат люди за это и другие богослужения, зависит от приложенного ими труда, как сказал Всевышний Аллах: “Поистине, самый почтенный из вас (лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом) — тот, кто больше всего остерегается грехов и наказания Аллаха. Поистине, Аллах — знающий, сведущий о явном и скрытом” (Сура Аль-Худжурат: 13).

Крупные ученые нашего мазхаба (асхаб) единогласно сошлись на том, что желательно рано отправляться в мечеть на джума-намаз. А Аллах знает лучше».

Что касается первого, второго и третьего часа, упомянутых в хадисе, то они подразумевают не временной отрезок, состоящий из шестидесяти минут, а период времени, который получается при разделении времени от рассвета до полудня на пять равных частей (согласно другой версии хадиса, на шесть частей).

Авторитетный ученый шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Тому, кто не имеет уважительных причин, позволяющих не приходить на джума-намаз, желательно отправиться в мечеть рано утром на рассвете, кроме имама, который будет читать хутбу. На это указывает достоверный хадис, в котором сообщается:

“Того, кто пришел в мечеть на джума-намаз, совершив такое же полное омовение, какое следует совершать после большого осквернения, в первый час — ожидает верблюд (то есть награда, равная награде того, кто принес в жертву верблюда), пришедшему во второй час — корова, пришедшему в третий час — рогатый баран, пришедшему в четвертый час — курица, пришедшему в пятый час — маленькая птичка, а пришедшему в шестой час — яйцо”.

В этом хадисе подразумевается, что время между рассветом и выходом имама для хутбы делится на шесть равных частей независимо от продолжительности дня. Это мнение подтверждается и другим достоверным хадисом, в котором говорится: “Пятница делится на двенадцать часов (отрезков времени)…” (Абу Давуд, 1048)».

Например, если утро начинается в 03:00 и длится до полудня (12:00), то есть продолжается девять часов, то каждый час, то есть отрезок времени, о котором говорится в хадисе, будет равен полутора часам. Следовательно, первый час начинается в 03:00 и длится до 04:30, второй час начинается в 04:30 и завершается в 06:00, и так далее.

Из всего вышеприведенного вытекает, что в пятницу верующему следует по возможности совершить полное омовение, умастить себя благовониями и рано утром отправиться в мечеть, чтобы послушать проповедь и хутбу и совершить джума-намаз.

Тот, кто поступает таким образом, удостоится похвалы, упоминаемой в хадисе, и получит соответствующее вознаграждение. Что же касается тех, кто не имеет возможности рано отправиться на джума-намаз, то им следует постараться прийти в мечеть хотя бы до того момента, когда имам поднимется на минбар.

Мухаммад СУЛТАНОВ, islamdag.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале задержаны водители, выложившие видео опасной езды в соцсети

Сотрудники Госавтоинспекции Дагестана обнаружили в соцсетях очередные публикации с видеозаписями грубых нарушений Правил дорожного движения. Нарушители установлены, задержаны, привлечены...

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» Махачкалы

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» города Махачкалы по подозрению в превышении должностных полномочий, сообщает СКР по Дагестану. По...

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана обжаловал свой пожизненный срок

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана полковник Гази Исаев обжаловал в Верховном суде РФ свой пожизненный срок за...

В столице Дагестана установили мемориальную плиту участнику СВО Алексею Дорохову

Память еще одного участника специальной военной операции – Алексея Дорохова, отдавшего свою жизнь, защищая интересы родной земли, увековечили в...
spot_imgspot_img

Свыше 1230 обвиняемых привлек СК Дагестана в 2024 году к уголовной ответственности

За минувший год Следственное управление СК Дагестана привлекло к уголовной ответственности свыше 1230 обвиняемых, в целом в суды было...

Махачкала может получить 97 транспортных единиц

Администрация Махачкалы подала заявку на участие в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» на приобретение в 2025 году 97 транспортных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам