– Мирзабекова, 3. Следующая остановка: Детский сад №17… – приятный женский голос в автобусе, объявляя новую локацию, не дает затеряться в пространстве.
66-й номер автобуса, еду по ул. Мирзабекова и наслаждаюсь. Просторный салон, большие окна, вид на море – и ничто не загромождает обзор. В широком проходе можно передвигаться, не стесняя окружающих. Удобные сидения расположены так, что сидящий рядом пассажир «не ощущается». Сумка, коробки, острые локти – не вдавливаются в бок. И даже если ты погрузился в телефон, листая подборку новостей в любимых тг-каналах, то свою остановку точно не пропустишь. Дорогу укажет голос по громкоговорителю.
В маршрутке несколько иначе. Да, они маневреннее и ходят по всему городу, но все же это микроавтобусы: окна немногим меньше, людей в разы больше. А если пожелаешь в час-пик уступить место пассажиру, придется побеспокоить ряд стоящих, мертвой хваткой вцепившихся в спинки сидений. Они у большинства вместо поручней. Неизвестно из каких соображений, в поездке женская половина маршрутки, в отличие от мужской, предпочитает не держаться за верхний автобусный поручень. Разве что за вертикальный, который рядом с водителем. Своего рода вип-место для стоящих пассажиров – отсюда открывается вид на лобовое стекло.
Теперь к цифрам. В этом году Махачкала выпустила на магистральные линии новые автобусы. Всего 45 единиц – 17 большого класса и 28 среднего. О том, что автобусы будут курсировать по городу с 1 января нового года, было объявлено заблаговременно через всеми читаемые тг-паблики. Однако для тех, кто чаще всего выезжает в Редукторный микрорайон, резонным остается вопрос: будут ли автобусы курсировать в эту сторону. Коллективная память все еще хранит добрые воспоминания о том, как «хорошо же было», когда «сотка» проезжала по Редукторному в сторону Каспийска и обратно.
Да и в целом польза вместительного общественного транспорта налицо. Для тех, кто привык экономить, проезд на автобусе стоимостью в 27 рублей выходит дешевле, чем на маршрутном такси.
– Все автобусы закуплены в рамках инвестиционного проекта на условиях льготного лизинга. Продление маршрута требует увеличения количества автобусов. Каждый километр пробега субсидируется администрацией города. Распределение автобусов по линиям осуществлялось с соблюдением условий охвата всех городских магистралей на 5 городских и пригородных маршрутах. По проспекту Акушинского автобус ходит, поэтому по этой линии новый маршрут не был запущен, так как это накладывает дополнительные затраты на бюджет. Поступило предложение продлить маршрут автобуса №67, который сейчас едет от школы механизации до ЦУМа, по Акушинского до автостанции. В дальнейшем администрация города планирует приобретение новых единиц автобусов и продление имеющихся маршрутов по мере необходимости, – поясняет «МИ» начальник МКУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства» Андрей Гусейнов.
По его словам, автобусы распределены по главным городским магистралям: пр. Петра I, пр. Гамидова, пр. Акушинского, ул. Магомедтагирова, ул. Мирзабекова, пр. Шамиля, то есть при организации маршрутов учитывался и фактор проходимости вместительного пассажирского транспорта. Конечно, ввиду прироста населения потребуется большее количество транспорта, но этот вопрос с повестки не снимается. Общественный транспорт со временем будет количественно увеличиваться, подчеркивает Гусейнов.
Напомним, что с приобретением автобусов были установлены новые маршруты № 66, 67, 101 «р», 105 «р», 106 «р», 108 «р», 188 «р». Также возобновили свою работу маршруты № 8 (п. Талги), № 115 (п. Тарки).
Лариса ДИБИРОВА