Как и обещал министр транспорта Дагестана Джамбулат Салавов на пресс-конференции по подведению итогов 2024 года, новых дорог, ведущих в Махачкалу, станет больше. Уже в текущем году планируется старт строительства северного обхода Махачкалы.
Протяженность обхода составит 31 километр, а общая стоимость проекта достигнет 31,1 миллиарда рублей. Северный обход Махачкалы поможет разгрузить участок дороги ФАД Р-215 «Астрахань – Махачкала» и улучшит транспортную доступность города.
Трасса берет начало на ФАД Р-215 «Астрахань – Махачкала», проходит между мкр. Кривая Балка и селом Ахар и по новому направлению выйдет на ФАД Р-217 «Кавказ» (км 793) к железнодорожному переезду в поселок Тюбе со строительством путепровода тоннельного типа. Проектом предусмотрено строительство 5 транспортных развязок, тоннеля под железной дорогой, 5 скотопрогонов и 2 путепроводов.
Модернизация дорожной инфраструктуры также планируется в Махачкалинском морском торговом порту. Тендер на строительство подъездной автодороги к Махачкалинскому морскому торговому порту стоимостью 6,6 миллиардов рублей уже объявлен.
Четырехполосная дорога к Махачкалинскому порту будет проходить через город вдоль побережья Каспийского моря. Новая транспортная артерия станет важной как для порта, так и для всего города.
В настоящее время единственная дорога, ведущая к порту, проходит по одной из самых оживленных улиц Махачкалы, что вызывает значительные транспортные заторы. Грузовики здесь стоят в пробках даже ночью, а местные жители постоянно жалуются на непрекращающийся шум. После завершения строительства новой автотрассы улицы города освободятся от большегрузов.
Заявки на участие в электронном конкурсе принимаются до 18 февраля, а результаты будут объявлены 21 февраля 2025 года. Новая магистраль протяженностью 6,2 километра должна быть завершена к концу ноября 2026 года.
Кроме того, объявлен отдельный конкурс на подготовительные работы с начальной стоимостью 530,7 миллионов рублей. В материалах конкурса указано, что компенсация за изъятие объектов капитального строительства оценивается в 280 миллионов рублей, а за изъятие земель – почти в 720 миллионов рублей. Речь, по всей видимости, идет о компенсации владельцам недвижимости, попавших в зону сноса, а это 28 частных жилых домов и земельных участков.
Между тем сообщения о снижении объемов перевалки в Махачкалинском морском торговом порту в 2024 году оказались верны лишь отчасти. Эту информацию в ходе пресс-конференции скорректировал генеральный директор порта Джамал Алиев. В то время как объем перевалки зерновых грузов снизился на 18%, перевалка сухих грузов, напротив, увеличилась на 4%, достигнув 886 тысяч тонн.
Планы порта для наращивания перевалки, в особенности в перспективе, масштабны: только из Казахстана в этом году ожидается перевалить свыше 2 млн тонн нефти, а также экспортировать в другие страны до 300 тысяч тонн бензина и дизеля.
Джамал Алиев также сообщил о планах компании приобрести в лизинг два сухогруза проекта RSD59 вместимостью до 6 тыс. тонн. Строительство одного такого судна в среднем обходится в 1,5 млрд рублей. По его словам, сегодня в порту имеются три судна: два с возможностью перевалки 3 тыс. тонн и одно – 5 тыс. тонн.
Адам ТАГИРОВ