Под руководством заместителя председателя Правительства Наримана Абдулмуталибова вчера в Минприроды РД прошло заседание, посвященное вопросам сохранения зеленого фонда Махачкалы и республики. Профильные чиновники, общественники и депутаты попытались найти пути сохранения и приумножения зеленых зон столицы Дагестана.
Первый заместитель главы Махачкалы Нариман Темуркаев рассказал о работе по озеленению в городе. Так, в 2024 году рамках инициированной мэром Юсупом Умавовым муниципальной программы «Махачкала – зеленый город» высажено порядка 12 000 деревьев. В первом полугодии 2025 года пройдет посадка еще 2 000 деревьев.
В ходе заседания как член Общественной палаты города свое видение ситуации озвучил и я, отметив, что для начала надо понять, кто вырубает деревья и захватывает зеленые зоны? И принять это знание. Практика показывает, что в первую очередь это представители бизнеса в погоне за выгодой. И такой бизнес сегодня не только в Махачкале.
К сожалению, зеленые насаждения в городах сегодня можно сравнить с отарой овец. А среди них затаились волки, поэтому отара прямо на наших глазах безнадежно редеет. Общественники в роли пастушьих собак, которые беспомощно пытаются лаять, а власть – как тот чабан, который грозится оштрафовать, если волки продолжат кушать овечек.
Такая аллегория не каждому, конечно, понравится, но зато каждый наверняка согласится, что таким способом овечек не спасти. Увы, наши бизнесмены сегодня хуже волков. Ведь даже они понимают, что необходимо сохранять природный баланс. И когда уменьшается популяция крупной дичи, переходят на более мелкую, давая крупной восстановиться.
В наших бизнесменах такого понимания эволюция сформировать пока не смогла. Хотя даже ребенку понятно, что если застроить весь парк ресторанами и магазинами, то гулять туда никто уже не пойдет и сами эти объекты бизнеса потеряют рентабельность. Однако этот факт никого не останавливает, и каждый пытается урвать очередной кусок.
Примеры таких оторванных от зеленых зон кусков земли представители движения ГородНаш продемонстрировали прямо на заседании. И перечислять их можно бесконечно. Но что можно сделать по факту? Если всерьез и надолго, то нужно, на мой субъективный взгляд, взять пример с развитых стран и даже некоторых российских мегаполисов.
Современная урбанистика уже вполне осознает, что «волков» и «овец» надо развести в разные стороны, развивая города по принципу зонирования. Когда в одном пригороде создается торговая зона с торгово-развлекательными центрами, фудкортами и парковками. А в другом – «спальные» кварталы, где из расчета на душу населения только гастрономы и аптеки.
Эти спальные районы и торгово-промышленную зону связывают качественными транспортными развязками. И каждый горожанин, желая сделать покупки, садится в авто или общественный транспорт, закупается там, кушает, развлекается, возвращаясь потом в свой квартал, где его многоэтажка утопает в тишине зеленых насаждений и поют птички.
Старую часть города при этом оставляют «как есть», точечно и деликатно реконструируя и перестраивая по мере ветшания. И надо отметить, что Юсуп Умавов первые шаги в этом направлении уже сделал, запретив в историческом центре многоэтажное строительство. Осталось лишь определиться с концепцией дальнейшего развития.
Ничего фантастического, несмотря на скепсис участников заседания, я не озвучил. Ведь фактически говорил о том самом подходе комплексного развития территорий (КРТ), внедрение которого в республике еще год назад анонсировал Сергей Алимович Меликов. И Махачкала обязана идти этим путем, потому что другого попросту нет.
Правда, вместе и наперед думать и вырабатывать подобные грандиозные планы пока не всегда способны и чиновники, зачастую активизирующиеся лишь после очередного окрика сверху, и даже общественники, увязшие в субъективном противостоянии с чиновниками за каждое деревце, за каждый квадратный метр газона.
Но может пора что-то все же менять? Свое мировоззрение для начала. Иначе ведь задохнемся.
Тамерлан МАГОМЕДОВ