«Со всей страны в крупные города собирают молодежь… Бездумно увеличивают набор студентов на платной основе. И вместо истории успехов получались истории неудачников, которые, условно говоря, идут работать менеджерами в торговой сети… Но они уже к себе домой не вернутся. Давайте сделаем акцент на региональные университеты… Поставим задачу в течение пяти лет уменьшать наборы в высшие учебные заведения. Набирать по нужным специальностям столько, сколько нужно – и не более того», – сказала на заседании СФ спикер Валентина Матвиенко.
Предложение ограничить прием в столичные вузы, прозвучавшее из уст председателя Верхней палаты Парламента РФ, затронуло вопрос «обезлюдивания» регионов, откуда в поисках лучшей доли в мегаполисы хлынули выпускники школ. Как очевидно, не только стобалльники, но и те, кому нужен «столичный» диплом, пусть и на платной основе.
Как будут вводиться ограничения, исходя из каких критериев – вопросы пока что из разряда риторических. Но в борьбе за «лучшие» дипломы выпускники школ, не добравшие нужные баллы, нередко поступают на платной основе в ведущие вузы страны. Насколько оправданы такие финансовые затраты – каждый исходит из своего личного опыта. Однако известно, что успешный студент уже на третьем курсе может рассчитывать на предложение о трудоустройстве.
«Моя дочь блестяще окончила школу, но не хватило буквально трех баллов», – рассказывает «МИ» Элина Магомедова. Пришлось устраивать в московский вуз платно, потому что выпускница была мотивирована получить образование в престижном заведении, чтобы затем рассматривать достойные предложения о трудоустройстве с соответствующим уровнем оплаты. «Мы не были уверены, будет ли дочь работать по специальности, имея даже блестящие знания, в родной республике. Сами знаете, проблема трудоустройства стоит достаточно остро, да и какой будет оплата – тоже вопрос», – рассуждает родительница.
– Ни для кого не секрет, что в столичных вузах и технический, и научный потенциал выше в силу разных причин, поэтому многие выпускники нацелены на поступление в учебные заведения за пределами своего региона, – говорит доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ДГУ Зарема Исаева. – Для детей – это своего рода мотивация учиться. В таком случае они могут рассчитывать на обучение в престижных вузах страны. Конечно, проблема с оттоком сильных в плане подготовки абитуриентов есть. Не только в нашем регионе. И любой вуз заинтересован в наборе сильных абитуриентов. Это в целом затрагивает вопросы повышения уровня материально-технического базы вузов на местах и гарантий последующего трудоустройства.
Необходимо тщательно изучить ситуацию, чтобы ограничения не обернулись утратой мотивации у школьников, полагает эксперт.
Но… перспектива получить образование если не в ведущих, то в иных регионах – все же остается. Не исключено, что успешные абитуриенты этим и воспользуются. Если захотят…
Лариса ДИБИРОВА