«Халиф Харун ал-Рашид (правил в 786 — 809 гг.) приехал в Дербенд, -пишет А.-К. А. Бакиханов, — провел из реки Рубас канал в город, развел при нем сады, огороды и построил мельницы, доход от которых был назначен в пользу бедных жителей города».
Как пишет Г.-Э. Алкадари, «в 173 г., в 790 г. христ. эры, Гарун ал-Рашид послал в Дербенд правителя по имени Хузейма Бен Хазим с отрядом до двух тысяч воинов. Этот новый правитель Хузейма, заставив прорыть канаву из реки Рубас, провел воду на дербентскую землю, дал развести ниже этой канавы сады, огороды, пашни и построить мельницы».
Это подтверждают и археологические исследования. Существование водяных мельниц в Дербенте дает основание полагать об их наличии уже в раннем средневековье и в дагестанских владениях, аулах.
Во время раскопок Шахсенгерского городища Центральная археологическая экспедиция Института ИАЭ ДНЦ РАН обнаружила жернов водяной мельницы.
«Известно, — пишет О.М. Давудов, — что водяные мельницы впервые появились в Понтийском царстве при Митридате VI Евпаторе и оттуда проникли в Армению, правитель которого Тигран II, родственник Митридата, проводил политику эллинизации своего царства. Из Армении мельницы распространились по всему Закавказью. Особенно популярными простейшие понтийские мельницы стали в эпоху развитого средневековья. Видимо, в это время они и проникли в Дагестан. Следовательно, дата верхнего строительного горизонта относится к эпохе развитого средневековья — XV — XVI вв.».
Полагают, что на Руси водяные мельницы появились в домонгольское время.
Территория расселения дагестанских горцев богата водопадами и бурными речками, что позволяло без особого труда подобрать место для сооружения невысокой плотины. Это обстоятельство (данные из источников), а также, как выше отмечено, глубокие земледельческие традиции дагестанских горцев позволяют полагать, что появление водяной мельницы в Дагестане относится к первым векам до н. э.
Водяная мельница в дагестанском ауле строилась на небольшой площадке, выровненной в склоне горы. Помещение мельницы возводилось в основном мужчинами. Мельница имела два этажа. В нижнем из них помещалось водяное колесо, а во втором находился мельничный постов.
Нижний этаж мельницы зачастую был просто ямой, выкопанной в склоне горы. Это помещение всегда оставалось открытым.
Второй этаж мельницы строился из местного камня. В углах мельницы вбивались столбы, связанные между собой вверху поперечными балками, на которых ставилась крыша.
Пол в мельницах был земляным. В помещение мельницы вела одностворчатая дверь. Входили в мельницу или со стороны откоса горы, или же по приставной лестнице.
Мельница ставилась в стороне от русла реки или ручья. К мельнице вода подводилась канавой. Создавались запруды нескольких вариантов.
Мельничная запруда в своем начале называлась головой канавы и имела подвижной деревянный щиток, подниманием и опусканием которого регулировалась сила струи воды, бившей из желоба на лопасти мельничного колеса (турбины). Сбоку мельничной канавы делался водослив со щитком у его начала. Мельничный желоб изготовлялся из ствола дуба или же граба. Водяное колесо мельницы (турбины), состояло из трех частей: оси или веретена колеса, барабана и лопастей, или лопаток. Для изготовления их частей употреблялись различные породы дерева.
Рабочей частью мельничного постова были жернова, от качества материала и мастерства их изготовления зависело качество муки. В изготовлении мельничных жерновов установлены ступени, представленные в качестве отдельных профессий. Установлены также разные производственные процессы на каждой из этих ступеней. В изготовлении мельничных жерновов и в их использовании выявлялись различия по равнинной и т.н. переходной полосам.
Жернова, обращенные друг к другу своими мелющими поверхностями у края окружности, примыкали друг к другу вплотную. Ближе к центру они расходились, образуя внутри зазор.
Размельчение зерна, попадающего в зазор жернова, происходило от его разрыва и разреза, а не от раздавливания, в результате чего мука при помоле получалась лучшего качества, чем это было в зернотерке или толчее. Для того чтобы облегчить передвижение крупки зерна от зазора к краям жерновов, на их мелющих поверхностях делались насечки в виде бороздок. У лежняка эти бороздки шли с наклоном в сторону движения бегуна, а у последнего в обратном направлении.
Жернова, лежащие на обрубе, были окружены деревянным ларем-кожухом или обочьем. В этом ларе собиралась вся мука, выходившая из жерновов. Ларь устанавливался на расстоянии 8-10 см от края жерновов. Совок иногда называли черпаком. Вместо совка употребляли и вырезанную из бука широкую и неглубокую миску. Мельничный постов обтирался тряпкой, представлявшей обрывок старой овчины.
Работу мельницы останавливали опусканием щитка в мельничной запруде, чтобы прекратить доступ воды к мельничному колесу. Зимой мельница останавливалась сама собой, так как холод замораживал воду в мельничной запруде.