ОБЩЕДАГЕСТАНСКАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Продолжение. Нач. в №47

Полагаем, что образующаяся за последние годы общедагестанская информационно-технологическая система постепенно будет «собирать» в одно целое в режиме полилога всех культур народов Дагестана.
Процесс становления и утверждения общедагестанских элементов этнокультурной идентичности, по нашему глубокому убеждению, это не миф, а реальность, которая влияет не только на усложнение форм межкультурных коммуникаций. Проникая в межкультурные границы, а также дифференцируя культурные потоки, в пределах Дагестана идет процесс формирования общенациональной культуры, процесс становления единых ценностей, общего стиля, принципов и ценностной ориентации (межкультурная, межэтническая естественная ассимиляция). Этот процесс не является «провокатором» или же «возбудителем» антидагестанских ориентаций. Взаимодействие культур дагестанских национальностей есть исторический, закономерно сложившийся постепенный и необратимый процесс. Это означает, что мы не должны игнорировать опасность распространения в пределах Дагестана иных, привнесенных элементов культуры, которые постепенно будут нивелировать многообразие культур народов Дагестана, их процессуально-поведенческие, образно-стилистические, ценностно-смысловые модели восприятия и оценки мира. Рассуждая в этом плане, мы можем сослаться на такие явления в духовной жизни, как довольно частое и востребованное исполнение нашими ведущими певцами произведений других народов — русских, азербайджанских, арабских, индийских, турецких и т. д. на национальных языках народов Дагестана.
Как уже было замечено, общедагестанские информационно-коммуникативные связи этнокультур постепенно «работают» не только на размывание этнически ограниченной идентичности, а в ряде случаев этот процесс способствует этнокультурному взаимодействию, образуя каналы связи для представителей различных культур. Этот процесс особо актуален для тех дагестанцев, которые по тем или иным причинам проживают вне своей этнической территории, вне «места развития» их родной культуры (например, дагестанская диаспора в Саратовской, Воронежской, Астраханской, Тюменской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, в Казахстане и Туркмении). Представленность различных дагестанских диаспор в местах своего более-менее компактного и стабильного проживания объективно способствует формированию взаимной толерантности, взаимной учебы, взаимоподражания и взаимообогащения культур тех этносов, в непосредственном общении с которыми они находятся.
Таким образом, при постоянном увеличении (увеличивая позитив, уменьшаем негатив) межкультурных контактов, взаимном узнавании и выработке привычки и позитивной психологии восприятия и оценки «чужих» культур обозначаются, с одной стороны, процессы усложнения, связанные со стереотипной психологией национальной озабоченности за судьбы собственного этнокультурного развития, а с другой — постепенное (мало по малу) принятие норм, стилей, образов жизни инонационального. И в результате образуется некоторая полиэтнически смешанная, общедагестански разнородная межкультурная амальгама.

Продолжение следует…
Сегодняшняя этнокультурная картина, например, в пределах мегаполиса Дагестана во многом однотипна, общедагестански полифонична, межкультурно гибридна и она не имеет аналогов этнокультурной оригинальности, художественности, гармоничности в соседних регионах.
Общедагестанский «плавильный котел», смешанная этнокультурность настолько мозаичны и коллажны своей полиэтнической неоднородностью, что мы можем смело говорить о формировании в этих условиях такого значительно усложненного и уникального типа личности и культуры, как дагестанский тип этнокультурной маргинальности. Так что дагестанцам, чтобы познакомиться с таким типом личности, как маргинал, нет необходимости специально ездить именно в Париж или куда-то еще, наши маргиналы постоянно ходят вокруг нас, мы по отношению друг к другу очень привычны и значительно взаимно симпатичны.
Дагестанский тип полиэтнической маргинальности – это не миф, а реальность, и его следует характеризовать не столько полной утратой черт и признаков «своей» этнокультуной ориентации, а все большим и постепенным привыканием, формированием адаптивных инонациональных знаний, умений и навыков, выработкой психологии позитивного восприятия ценностей «чужой» культуры, языка, музыки, традиции, готовностью свободно вписаться в пределах Дагестана в любой инонациональный межкультурный контекст.
Дагестанский тип межэтнической, межкультурной маргинальности, которую можно назвать среднедагестанским типом модальной личности, необходимо рассматривать как явление историческое, идущее от прошлых поколений, как существенный элемент и признак духовной жизни всех народов Дагестана, как традиционно и постепенно сформировавшуюся ценность. Будучи относительно близкой по своей сути и духу к психологии и культуре толерантности, маргинальность в условиях дагестанской поликультурной пограничности постепенно вырабатывала у личности признаки свободного, сбалансированного межкультурного самочувствия, комфортного, комплиментарного общения с людьми различных этносов и культур. Постоянно и свободно переселяясь из села в город и обратно, перемещаясь, эмигрируя, значительная часть населения всех дагестанских этносов всегда выступала проводником, коммуникатором и рассадником элементов и ценностей «чужой» культуры в среду «своей» этнокультурной аборигенности. Имея в виду современную этнокультурную ситуацию в Дагестане, можно смело утверждать, что сегодня почти 50% от общего количества населения республики, проживающего в городах республики (в пределах 1,5 млн), постоянно находится в системе тесной и активной поликультурной маргинальности, и каждое новое поколение дагестанцев в этих условиях естественно (почти без проблем) и адаптивно проходит процесс маргинальной социализации. Ведя в главном и основном одинаковый образ жизни, потребляя одну и ту же поликультурную продукцию, обладая в той или иной мере нормами и ценностями всех контактирующих культур, многонациональное население дагестанского полиса все больше консолидирует сообщество всех народов республики, формирует личность нового типа (общедагестанский межкультурный социодуховный гибрид), у которой утверждаются общие взгляды и ориентации на будущее. Можно утверждать, что процесс формирования общедагестанской межкультурной идентичности настолько сложен и переплетен буквально со всеми социальными факторами, происходящими в республике, что он, образно говоря, постоянно вынужден, с одной стороны, «танцевать» в объятиях моноэтнических ограничителей, усложнителей и противоречий, а с другой, как мы знаем, – в одиночестве ни один народ Дагестана не существовал и не способен существовать, и истина в этой ситуации заключается в том, чтобы продлить этот «совместный общедагестанский танец» в вечность. Для этого продления все «сплоченно танцующие народы» и их культуры должны использовать весь свой арсенал имеющейся у них системы национально-самобытных ценностей. В этом процессе все участники «совместного танца» должны также постепенно и прогрессивно меняться, поскольку будут меняться законы и характеры самого «межнационального танца», реализуя историческую закономерность необходимого формирования общедагестанского социально-культурного синтеза. Процесс общедагестанизации будет интегрировать в себе в одно единое целое всю систему базовых ценностей всех народов, и на этой основе сформируется общенациональная вера, надежда и любовь в совместное будущее.
Но есть основание сожалеть, что относительно большая часть молодых дагестанцев (например, студенчество различных национальностей) лишь поверхностно владеет информацией об иноэтническом, проявляет индифферентность, избегая близких форм контакта по отношению к инонациональной истории, культуре, традициям и т. д. На уровне личностной идентификации во многих случаях в рамках нашего педагогического общения со студенчеством различных национальностей достаточно часто приходится встречаться с проявлениями подобных негативных межэтнических установок, с явлениями национальной озабоченности, национального эгоизма, национального самолюбования и завышения, предпочтения внутринациональных контактов на фоне проявлений психологии незнания, невосприятия, обособления, отчуждения и т. д.
Однако закономерности «хода истории» в пределах общедагестанской социокультурной мозаики постепенно и необратимо будут «работать» на формирование общедагестански ориентированных качеств личности, на снижение психологии межэтнического отчуждения, ограничения, обособления, установок невосприятия и национального эгоизма. Это будет происходить по отношению ко всем народам как к большим, так и к малым, независимо от того, проживают они в пределах своей сельской этнической аборигенности или же в диаспоре. Именно эта тенденция в обозримом будущем будет превалировать и доминировать, она и будет формировать у народов Дагестана мотивацию взаимного межкультурного привыкания и узнавания.
Эта мощная историко-логическая организация общедагестанской межкультурной переплетенности, мозаичности и полифоничности объективно выстраивает свои программы, свои требования необходимой регуляции сложных процессов, которые будут происходить в нашем общем социокультурном пространстве, созданном умом и талантом прошлых поколений дагестанцев.
В этой связи считаем необходимым высказаться ещё об одном аспекте исследуемой нами проблемы: имеют ли право отдельные «современные самозванные, национально-озабоченные герои» в такое исторически ответственное время для республики говорить о возможных вариантах суверенизации или федерализации народов Дагестана, об образовании каких-то «трещин» в дагестанском обществе или о грозящем его расколе и т.д.? Публицист, журналист, редактор того или иного издания, прежде чем опубликовать подобные материалы, должны знать исторические, фактически святые закономерности общей нашей судьбы, единства и братства. Анализируя подобного характера материалы с позиций устойчивого, стабильного, целостного и неделимого развития Дагестана, они должны сделать единственно правильный вывод о недопустимости подобных публикаций, которые значительно усложняют и дестабилизируют дагестанское общество. На страницах некоторых дагестанских газет довольно часто публикуются явно провокационные, необдуманные, не согласующиеся с духом историзма и «текущего момента», без учета сложной специфики межэтнической субъективности малограмотные, с наличием массы грамматических и журналистских ошибок статьи. А порой они публикуют «заумные», «поучительные», во многом аполитично-амбициозные интервью с некоторыми мэрами, депутатами и с непонятными для народа «героями нашего времени».
Они (редакторы, руководители СМИ) должны также учитывать такой фактор, что каждое новое поколение дагестанцев «стоит на плечах» у предшествующего поколения, что по-своему субъективно наследуя созданную до них систему национальных ценностей и проходя свой вариант этнической и межэтнической социализации, они приходят к пониманию окружающего мира фактически на основе того малого, поверхностного знания реальной исторической картины, а порой полного незнания и т.д. Человек другой культуры, другой национальности для современного молодого человека в условиях нашей специфической социокультурной среды, например, до поступления в вуз или до переезда жить и работать в Махачкале, Дербенте, Каспийске, Хасавюрте и т.д. по отношению к другим национальностям остается фактически на виртуально-опосредованном уровне, он с ними в принципе не встречается, не имеет реальной возможности общаться, строить дружеские контакты и отношения, поскольку большинство сельских районов республики и среда этнической социализации в них является однонациональной.
«Чужая этнокультурность» для молодого человека любой дагестанской национальности, проживающего в районах однонационального сельского поселения, фактически остается до определенного момента и случая (первые 18-20 лет жизни, когда формируются основы менталитета, принципы восприятия и оценки мира) виртуальной реальностью, образом, который вроде существует где-то недалеко, а может быть, даже в каких-то приграничных районах, но с ним ему не приходилось встречаться, непосредственно общаться, устанавливать дружеские, привычные трудовые или житейские отношения. Абстрактный образ «того» или «другого» незнакомого дагестанца на этом этапе, например, для несовершеннолетнего тляратинского аварца — это лезгин, лакец, кумык, даргинец, табасаранец, русский, чеченец и т.д.
Этот образ для него вроде реально существует, но существует скорее на экране телевизора или компьютерного монитора, на страницах книг, газет и т.д.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале проводят комплекс мероприятий по улучшению состояния дорожного полотна

Столичные службы в эти дни проводят комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию городской инфраструктуры в Махачкале. В частности, ведутся работы по...

В Дагестане торжественно открыли участок дороги в обход Хасавюрта

Первые девять километров дороги в обход Хасавюрта открыли сегодня в торжественной обстановке в Дагестане. В открытии приняли участие глава...

Дагестанская команда заняла 9 место на чемпионате России по классическим шахматам в Сочи

Дагестанская сборная команда достойно выступила на чемпионате России по классическим шахматам, состоявшемся в Гранд Отеле «Жемчужина» в городе Сочи....

Суд поддержал махачкалинскую администрацию в деле о сносе самовольной постройки

Верховный суд Республики Дагестан удовлетворил иск администрации города Махачкалы к владельцу незаконно возведённого трёхэтажного железобетонного каркаса по адресу: улица...
spot_imgspot_img

В Дагестане проверяют информацию о травле школьницы сверстницами

Следователи в Дагестане проверяют информацию о травле школьницы сверстницами. Происшествие случилось в селе Рахата Ботлихского района Дагестана. В соцсетях...

Недалеко от Махачкалы создан государственный природный заказник «Истису-Кака»

Новая особо охраняемая природная территория республиканского значения – государственный природный заказник «Истису-Кака» – создана в Дагестане, сообщает Минприроды республики....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам