Подразделения по делам несовершеннолетних являются важным звеном в системе органов внутренних дел. Первостепенной задачей данных подразделений всегда были и остаются предупреждение детского травматизма, детской безнадзорности и предупреждение подростковой преступности.На сегодняшний день одной из наболевших проблем на железной дороге являются детская безнадзорность и детская преступность. Дети часто задерживаются работниками Махачкалинского линейного управления внутренних дел на транспорте (МЛУВДт) за такие преступления, как кража черного и цветного металла, порчу светофоров, подкладывание камней и других посторонних предметов на железнодорожное полотно, битье стекол в вагонах проходящих пассажирских поездов дальнего следования и пригородных электричек. Во всех случаях подобные хулиганства очень опасны. Брошенный в вагон камень может привести при определенном стечении обстоятельств к гибели людей.
Например, 19 марта на станции Махачкала были разбиты окна трех вагонов пассажирского поезда №85 сообщением «Махачкала – Москва». Принятыми мерами сотрудниками транспортной милиции были установлены трое несовершеннолетних подростков, совершивших это правонарушение. Все они проживают в Махачкале и учатся в СШ № 3. К счастью, никто не пострадал, но это оказалось случайностью, так как поезд подавали на посадку, в нем не оказалось пассажиров. В отношении родителей подростков составлены административные материалы по ст.5.35 КОАП РФ за невыполнение ими обязанностей по воспитанию и обучению своих детей. Ими также возмещен ущерб железной дороге. Только за пять месяцев текущего года транспортной милицией задержано 33 подростка, совершивших подобные правонарушения.
С наступлением летнего периода железная дорога превращается в буквальном смысле слова в площадку для игр. Нельзя забывать, что железная дорога является зоной повышенной опасности. Тормозной путь движущегося на большой скорости поезда даже при экстренном торможении составляет не меньше одного километра, кроме того, здесь проходят высоковольтные линии, напряжение в которых составляет от 27000 до 29000 вольт. Например, 14 мая несовершеннолетний учащийся 6-го класса Кадетского корпуса на переходном мосту залез на перила и сорвался на грузовой вагон, вследствие чего получил электроожог III степени тяжести.
Только за 5 месяцев этого года на железной дороге зарегистрировано 5 случаев травматизма. А на днях во время проведения рейдов работник милиции вытащил из-под поезда двух малышей 3-х и 5-ти лет, которых родители оставили без присмотра. Основной причиной смертельных исходов на железной дороге является безнадзорность и бесконтрольность со стороны родителей, но, к сожалению, это не становится предостережением для них.
Как предупредить подобные правонарушения и несчастные случаи на железной дороге? Большие надежды возлагаются на оперативно-профилактические мероприятия, которые проводит отделение по делам несовершеннолетних Махачкалинского ЛУВДт совместно с другими подразделениями Управления, территориальными отделами внутренних дел и общественностью. Только за период проведения оперативно-профилактической операции «Внимание! Переезд», с 12 по 18 мая на участке обслуживания Махачкалинского ЛУВДт за различные правонарушения в дежурную часть доставлено 138 подростков, двое несовершеннолетних, сбежавших из детского дома и совершивших кражу вещей на вокзале. В текущем году было проведено еще четыре аналогичных мероприятия.
Учитывая, что участок обслуживания инспекторов Махачкалинского ЛУВДт от южной до северной границы составляет почти 120 км и железная дорога проходит почти через весь город Махачкалу и по таким большим поселкам, как Н.Хушет, Манас, Шамхал, Алмало, Темиргое, одни только работники не в состоянии путем проведения бесед и лекций в школах решить проблему воспитания несовершеннолетних.