Государственный табасаранский театр 18 марта порадовал махачкалинцев премьерным спектаклем «Ночной грабитель».
Такое, чтобы пятеро актеров так захватили внимание зрительного зала, бывает только в водевиле. Хотя одним только жанром это не определяется.
Сценарий живой и главное — на актуальную тему. Теперь понятно, почему это произведение сербского драматурга Мирослава Митровича переводится и ставится не только на русском, но и на табасаранском языке. Высмеивая определенную ситуацию, автор шутя осуждает нравы всего общества. Зритель сразу и не догадался, что действие происходит в одном из европейских бутиков. Это так типично именно в нашей стране. Для ломающего голову над тем, как скрыть большую недостачу в магазине заместителя директора, ночной грабитель как спасение. Но истина все же торжествует — наказан настоящий виновник.
Постановка выдает руку мастера. Легко запутав приключения комедийной пьесы, режиссер не дает зрителю долго оставаться в неведении по поводу действий, происходящих на сцене. И редактору РГВК «Дагестан» Аризе Батыровой, и искусствоведу Гюлизар Султановой, высоко оценившей удачную постановку, и другим зрителям, не знающим табасаранского языка, удалось полностью погрузиться в действие. Народный артист Мирзабек Мирзабеков, известный своими постановками в Лезгинском драматическом театре, органично вплел в постановку традиционные для водевиля песенки-куплеты и танцы. Напряженность действия, быстрая смена ситуаций, неподдельная игра актеров — как все это нравится зрителю.
Актеры настолько вжились в свои роли, что после окончания спектакля за кулисами казались ненастоящими.
Станиславский назвал водевиль сложным жанром и чудесной школой для молодого актера. В таком случае пятеро актеров Табасаранского театра, что работает в Дербенте, в нем отличники.
— Особенно очарователен был бандит, — заметила после спектакля Шерифе Рустамова: казалось бы, врач по профессии не должна симпатизировать носителям «болезней общества». Но этот герой заслуженного артиста РД Сабира Мавлютова оказался благороднее, чем респектабельный замдиректора по имени Милан в умелом исполнении Магомедзагира Рамазанова. Во всем разобрался милиционер, которого играл Хабиб Новрузов.
Обаяние женских ролей не нарушалось жанровыми установками: кричать, ругаться, обличать. Особенно хорошо это получалось у Марины Качаевой в роли жены Милана. То Беби, то Цицой представала Шамсият Прачева. И делала это не переодеваясь.
И о проблемах Табасаранского театра, которых не стал касаться перед представлением спектакля зрителям заместитель заведующего литературной частью Абдурагим Абдурахманов, может, тоже стоит сказать именно в такой же насмешливо-саркастической форме? Впрочем, проблемы у всех наших театров общие. Может, заказать сербам сценарий?