Каждый раз, когда встречаешься с Саидой Тамадаевой, удивляешься украшениям, которые носит эта привлекательная, элегантная женщина: то нитка старинных кораллов, то прекрасная подвеска, сделанная серебряных дел мастерами более столетия назад.
С детских лет Саида увлекалась геммологией – наукой о камнях, и как приключенческие повести читала специальную литературу. После школы устроилась продавцом в ювелирный магазин «Алмаз» и поступила заочно на торговый факультет Даггосуниверситета. Постепенно пришла известность, она стала экспертом в очень сложном деле – оценке драгоценных камней и, что естественно, их огранки.
Оценивать камни Саида научилась в другом крупном ювелирном магазине города Махачкалы – «Коралле». А для этого окончила курсы по оценке бриллиантов в Московском геммологическом институте.
Сегодня она товаровед в ломбарде «Серебряный мир». И все так же увлечена историей и легендами, связанными с драгоценными и полудрагоценными камнями.
— Аметист хорош для моряков, хотя большинство из них об этом и не знает, он оберегает их в плавании. Рубины приносят счастье. Поднимает настроение жемчуг, он символизирует чистоту девушки. Изумруд олицетворяет весну, пробуждение природы. Испокон веков дагестанские женщины носили изумруд, сердолик и кораллы.
— А что означает «бирюза»?
— Цвет неба, наверное. А еще, говорят, бирюза привлекает хорошее здоровье.
— А бриллиант?
— Бриллиант, прежде всего, олицетворение изящества. Женщины любят бриллианты, а я еще как ювелир-оценщик могу устанавливать подлинность бриллиантов и определять их цену.
Некоторые камни считаются «теплыми», а некоторые «холодными». Иногда по гороскопу ваш камень бриллиант, а вы «холодные» камни не любите. Надо в данном случае сочетать их с «теплыми» камнями, к примеру, с рубином. Рубин подходит женщинам, которые рождены в декабре, январе и феврале.
— Но вернемся к Вашим нынешним обязанностям. Вы столько занимаетесь ювелирными изделиями, что, наверное, можете определить пробу «на глазок».
— Визуально да, у меня большой стаж работы. С ювелирными изделиями я работаю с 1973 года, и, конечно, сложностей с определением пробы у меня не возникает, но мы вообще-то принимаем изделия апробированными.
— А что Вы можете сказать о золоте? Ведь оно разное: и 375-й пробы, и 585-й.
— 375-я проба уже снята с производства, с такой пробой выпускали в семидесятых годах обручальные кольца. Сейчас пробы только 585-я, 750-я и 958-я.
— 750-я проба – это желтое золото?
— Это может быть золото любого цвета, любую пробу можно установить.
— Люди привозят драгоценности из Египта, из арабских стран, и золото там не 585-й пробы, а ниже. Вы его принимаете?
— В этих странах каратная система апробирования.
585-я – это их 14 каратов, эти параметры они должны выдерживать.
Старинные вещи этих стран, как показала жизнь, не выдерживают каратной системы, хотя очень красивы и оригинальны.
В старину не было ни фабрик, на ОТК, мастера на дому работали и, конечно, не всегда выдерживали норму, у них была 56-я проба, также старинная.
— Но вернемся к ломбарду, т.е. месту, где закладывают золото: и старинное, и современное. Насколько я знаю, обычный срок заклада не более месяца, есть еще второй — льготный. Вы гарантируете возврат?
— Обязательно, но мы еще контролируем клиента, чтобы он в срок выплачивал проценты, записанные в квитанции. Если не получается, он должен подойти и сказать, что не в силах выплатить сейчас и сделает это позже, т.е. попросит продлить срок. Мы ждем еще в течение месяца, если клиент не появляется, нам все равно нужно реализовать это изделие и вернуть свои деньги в кассу.
— Но, наверное, основная масса людей приходит за заложенными вещами?
— В основном да, мы стараемся, чтобы приходили. Мы заранее сами договариваемся о сумме, чтобы они смогли ее вернуть. Обговариваем, сможет ли человек вернуть эту сумму через месяц, сможет ли он выплатить проценты… Так что вся наша работа построена на взаимных обязательствах.