Министр культуры РД Зумруд Сулейманова выступила первой. Она отметила положительное значение фестиваля, работу театров-участников. Каждый театр показал свой стиль и форму, высокий профессиональный уровень актерской игры и режиссуры.
В целом фестивалем остались довольны все: организаторы и театральные критики. Заслуженный деятель искусств РФ, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России Валерий Подгородинский отметил новизну второго фестиваля русских театров: появление моноспектаклей и мастер-классов. Порадовало критика внимание местной прессы к фестивалю, но огорчило отсутствие такового со стороны центральных СМИ. Этот момент Подгородинский обещал устранить силами театральных критиков. И под конец пообещал на следующем фестивале организовать приезд Малого театра, возможно, с постановкой по произведениям Островского.
Заслуженный работник культуры РФ, театральный критик Николай Жегин задался сакраментальным вопросом: по каким критериям оценивать постановки театров? Сравнивать с искусством именитых театров России? Он предложил идти от простого: рассматривать фестиваль в двух ипостасях. Во-первых, это съезд русских театров, что само по себе – колоссальный стимул, где можно «на других посмотреть и себя показать». Во-вторых, праздник для города. Если нет праздничной атмосферы – то нет зрителя, а значит, и фестиваль не состоялся.
Н. Жегин предостерег организаторов от излишнего увлечения искусством зарубежных театров. Надо сохранить «русский» формат фестиваля, иначе мы потеряем его главное назначение. Можно пригласить один национальный театр, но в качестве «гостя». Вообще ощущалась острая нехватка театров Южной Осетии и Абхазии.
Уроки фестиваля, извлеченные Н. Жегиным: мы испытываем колоссальный «голод» притока молодых актерских кадров. И здесь же: чрезвычайный успех Калужского театра, где режиссер сам взялся за воспитание молодых актеров. Причем вполне удачно. Поэтому из первого урока вытекает второй – театры воспитывают свою смену сами.
— Фестиваль – уникальная возможность для общения зрителя и профессионала, получения новых знаний, — сказала заведующая литературной частью Государственного академического Малого театра России, театральный критик Ольга Буткова и пообещала дать информацию о фестивале в несколько московских изданий.
— Это один из самых хороших фестивалей. В этом его прелесть. Созданы благоприятные условия для его проведения, — прокомментировал заслуженный деятель искусств РФ, критик театра и кино Константин Щербаков. — Конечно, фестиваль обогатился бы при наличии театров из Чечни, Грузии. Но… Тогда бы критики не увидели столь замечательную «замену», ставшую вершиной фестиваля, – постановку Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова «Человек из Ламанча».
К. Щербаков пожелал, чтобы организаторы относились к отдельным предложениям «из столиц» критически. Известный театр показал постановку гоголевского произведения. Режиссер – ученик крупного мастера, не более того, приехал с проектом, который в Москве вряд ли бы реализовал. А здесь все гостеприимны и не столь критичны.
Критики дружно посетовали на ряд обстоятельств: представители кавказских театров должны просматривать постановки других театров, чтобы, так сказать, «держать уровень не ниже заданной планки», фестиваль надо рекламировать, чтобы зритель был «наэлектризован» еще задолго до начала основного действия. А самому фестивалю надо придумать название, нынешнее — слишком длинное и громоздкое. И разные памятные штучки в виде маечек с логотипом и тому подобное не помешали бы, впрочем, как и электронная почта для Русского театра им. М. Горького.
Главный режиссер Русского театра им. М. Горького С. Тулпаров разъяснил, почему представители отдельных театров не приехали. Причин много: есть уважительные, непредвиденные обстоятельства. А иногда сказывается элементарный страх перед лицом строгого жюри.
Как бы то ни было, по мнению всех – жюри, организаторов, зрителей – фестиваль удался.