Творческая палитра работ разных художников поражала единством общей идеи. Это первое, что бросалось в глаза посетителям и авторам работ, и об этом невозможно было умолчать. То, что называется современным искусством, ради чего создавалась галерея, за 10 лет заняло добротную нишу в мире дагестанского искусства. Страницу в прошлое перевернула директор центра современного искусства Джамиля Дагирова:
— Много событий произошло за эти десять лет вокруг галереи: рождались дискуссии и споры. Но, несмотря на все это, проводились выставки, презентации. Здесь выставлялось современное искусство — произведения, которые рождаются здесь и сейчас, мысли, которые сегодня волнуют художников. Постепенно мы создавали свой фонд. Недавно пришла идея извлечь их из запасников и посмотреть, с чем же мы работали. Так как помещение небольшое, не все работы поместились. Но это было не главное. Важно было показать ретроспективу, начиная с 1999 года, не просто авторов, которые активно работали в галерее, но и творческий потенциал, их рост за время работы галереи. Как мне кажется, такая экспозиция дает понимание того, что такое дагестанское искусство.
Любая галерея несет свои особенности, свою концепцию. И мы в работе с авторами пытаемся показать им, что нам интересно. В результате появилось такое современное искусство, охватившее временной пласт – 1999-2009 гг. Здесь представлены 15 постоянных авторов. Среди прочих «Кухня» М. Дибирова, которая не выставлялась.
Когда галерея открылась, мы привлекали именитых авторов. Но задача галереи еще и в том, чтобы находить, образно говоря, рождать своих детей – молодых авторов. И они у нас все разные. Кто-то стесняется, а другой, напротив, напористо «наезжает», утверждая, что, дескать, у вас такого искусства еще не было, я вам сейчас докажу. Приятно, что свой творческий путь они начали именно с этого зала.
— Все, что мы сегодня видим, – это уровень галереи, — сказал Ибрагимхалил Супьянов. — Здесь картина с картиной говорит. Когда ты видишь, как твоя работа смотрится рядом с работой другого автора, ты понимаешь, куда дальше идти и о чем говорить.
Профессор Абдулзагир Мусаев: — Появление галереи породило множество противоречий в молодежной среде художников. Позиция галереи шла вразрез с позицией Союза художников. Первоначально и я усомнился: не будет ли это пропагандой искусства определенного направления. Но время показало многофункциональность и многогранность галереи. О ней говорят в России. Галерея экспонирует своих художников на такой крупной выставке, как «Арт-Москва», и не единожды. Время идет, мы осознаем, что тот пласт, то направление, которое ранее не рассматривалось в дагестанском искусстве, галерея подняла на уровень явления. Ажиотаж вокруг галерейных выставок – теперь естественный процесс. Проделана колоссальная работа для искусства Дагестана. Необходимо было внутреннее желание, чтобы сделать это. И она вам удалась.
Инна Джетере назвала юбилейную выставку «персональной выставкой» Дагировой, ее собирательным портретом: «Определенная цветовая гамма, ритмический размер разных авторов совпадают, я удивлена цельностью и единством работ», — сказала она.
Дагирова пожелала вдохновения авторам, которые создают свое творческое поле внутри огромного культурного пространства. И напоследок сообщила новость о переезде Первой галереи в г. Каспийск. Там попечители галереи отстроили специализированное помещение. «Дальше от Махачкалы, но это не помеха для встречи с настоящим искусством», — убеждена Д. Дагирова.