Но все же, строго говоря, мы с вами ничего не теряли. Махачкала, наш город, всегда изменяется, растет, стремительно вырастая из коротких штанишек малых улочек и компактных кварталов. Наша Махачкала стремительно развивается. Так было, так будет всегда. И наши дети запомнят город другим, чем помним его мы.
Пока мы стареем,
Махачкала растет
Я коренной махачкалинец, почти сорок лет проживший в моей Махачкале.
Как и все, я имею право на воспоминания о Махачкале прошлого. Или — о прошлом моего города.
Город, который мы любим. Махачкала. У каждого она своя.
Своя потому, что, вспоминая прошлое, мы любим не просто город, но мы любим себя в этом городе. Свою прошлую жизнь. Радостные минуты детства, молодость, светлую именно тем, что это — молодость.
Я так же, как и все, люблю свои воспоминания о детстве. И люблю Махачкалу своего детства.
Я помню звонкий детский смех, сентябрьские утренники в недавно выкрашенных детских садах и уроки мира в подновленных школах. Бесчисленные многоэтажные новостройки. Веселые колонны горожан, идущих на ноябрьский праздник. Или – босоногих подростков, бегущих по теплым ручьям в первые сентябрьские дожди.
Или — запах сжигаемых бесчисленных осенних листьев. Туманы, спускающиеся откуда-то с Тарки-Тау. Я люблю ту Махачкалу, в которой прошло мое детство. Милую, компактную.
Особенно люблю те воспоминания, где мы еще подростками проникали на многочисленные махачкалинские заводы и фабрики. Мы видели огромные станки и диковинное оборудование. И возвращались оттуда с трофеями. К примеру, с промышленными подшипниками, из которых делали «тачки». Или – с патронами от строительных пистолетов. Имеет свой запах. Это запах жженых листьев. Запах теплого сентябрьского дождя. И запах стали, которая, казалось, была повсюду в нашем строящемся и индустриальном городе.
Там, где сегодня стоят бетонные исполины домов, – был маленький парк с летним кинотеатром… Много еще чего было, чего уже нет. Сегодня тут стоят новые многоэтажные дома, бетон и асфальт.
Но я люблю и нынешнюю Махачкалу. Ту, где сотни машин в колышущемся мареве летнего жара. Где огромная пицца свисает с пыльных рекламных баннеров. Где уже нет промышленных предприятий, но есть заправки и супермаркеты.
Да, сегодня многое изменилось. Но от этих перемен Махачкала не стала хуже. Она стала другой, выросла.
Город, который мы…
Нередко притворно вздыхают о Махачкале, «которую мы потеряли», те, кто совсем не любит наш город. Для многих из них наши искренние сожаления о городе нашего прошлого – лишь некоторая политическая игра. С целью – дискредитировать Город.
Махачкала – это не просто город. Не просто часть Дагестана. Это – организующая сила и сосредоточие нервных узлов. Это – центральная нервная система республики. Ее мозг.
В тяжелые времена Махачкала может стать ориентиром для всего Дагестана. Мы любим Махачкалу за скрытый потенциал, за ее силу. Для врагов Махачкала – стальное жало за плюшевым фасадом будничной суеты. Интербригада, собирающаяся за ночь. Сотни людей, ночующие у военкомата в ожидании оружия.
В августе 2009-го после очередного обострения обстановки, когда растерялись милиция и республиканское руководство, когда поползли зловещие слухи, мэр столицы Саид Амиров сказал: «Дагестан – наша Родина, наш общий дом. И мы не отдадим свой дом бандитам и террористам».
Все сразу стало ясно и понятно. Мир моментально успокоился, все стало на свои места.
Снова на раскаленных августовских улицах появились красивые молодые девушки, одетые так, как им хочется. Снова на лицах появились улыбки.
Махачкала – это система. Это мощный социальный организм. Не важно даже, кто приезжает сюда. Приехавший встраивается в матрицу города и старается стать таким, как все мы.
В остальное же время Махачкала – город, который не спит. Центр деловой активности. Окно в безграничный глобальный мир. Город, полный надежд и возможностей.
Махачкала всегда полна веселья и оптимизма. Здесь живут, работают и зарабатывают. Сюда приезжают, чтобы учиться. Чтобы работать. Чтобы хорошо жить. И чтобы получить билет в безграничный мир.
Так что не волнуйтесь. Мы не потеряем нашу Махачкалу.