Проект необычный для восприятия: в полутемном зале, где проходила трансляция видеоматериала, слышались смешки зрителей, наблюдавших основное действие. А действие выглядело приблизительно так: основной фон – банкетный зал, где плавно движется свадебная юбка. Неважно, в горизонтальном или вертикальном положении, но ситуацию торжества Таус создает, прибегая к этим деталям. В полутьме зрители недоумевали. В чем суть увиденного? Все объяснили директор Первой галереи Джамиля Дагирова и сама Таус Махачева.
Дагирова сделала акцент на профессионализм Таус: галерея переоборудована самим автором для правильного и глубокого осмысления того, что хотела сказать Таус, и это показатель ее профессионализма.
Махачева сразу оговорилась, что обучалась за границей, и в какой-то момент поняла, что доступ к знаниям и идеям – это очень важно для людей независимо от возраста: «Вчера я побывала в Национальной библиотеке и посмотрела, какая там представлена коллекция в разделе искусств. Я была поражена тем, что там вообще нет доступа к информации. О каком культурном развитии мы тогда можем говорить? XX век преподносится не на должном уровне. Лично я собираюсь отдать свои книги в эту библиотеку, чтобы там что-то было». Кстати, Таус загорелась идеей не просто нести искусство в массы, но и просветить местных художников, прочитав им курс лекций. «Я находилась за границей, а теперь мне хочется вступить в диалог с дагестанскими художниками, потому что все мое творчество завязано на традиционной культуре с религиозным контекстом, потому что в Дагестане религиозная среда влияет на культурную. Это неизбежно».
Поэтому антропоморфные фигуры Т. Махачевой закрыты. Таус давно интересовалась философией свадебных залов, архитектурно и стилистически соответствующих их прямому назначению – атмосфере празднества и торжества. «Антропоморфные фигуры перемещаются по залам, замирают, играют в прятки, соединяются, танцуют. Нащупывая возможные границы взаимодействия как с внешним, так и с внутренним пространством. Видеоперфоманс проблематизирует взаимодействие с вычищенной архитектурной средой», — объясняет Таус. Это некая эклектика творчества, богатства. На самом деле она некрасива, но, как ей кажется, она завораживает. Пространство настолько всеобъемлюще, что автор решила поработать с этой темой. Создать такие фигуры, как невеста, жених, две невесты – восточная, европейская. Таус задалась вопросом: почему, имея свою богатую культуру, мы стремимся использовать праздничные европейские платья. Ведь есть в Дагестане свои национальные праздничные наряды. Подготовка к свадьбе – это целая культура и нигде так ярко это не проявилось, как в Дагестане.
— Мы генетически богатая культура, но чего-то нам не хватает для воссоединения с цивилизованной культурой. Это бешеное замешивание влияния глобализации и попытка удержаться на своих традициях, — уточнила Дагирова.
Сабир Гейбатов, анализируя симптоматику этого явления, назвал его попыткой «шаманить» на уровне между Востоком и Западом:
— Это высокопрофессиональный уровень современного искусства. Бракосочетание – это глобальная тема, которую можно варьировать на художественном уровне. Мне кажется глубоко символичным и то, что Таус имеет отношение к авторитетному роду в мире искусства – Гамзатовых. Дети. Дети, имеющие такую предысторию, смело работают в эстетических маргиналиях.
Если говорить об общем контексте в области считывания подобного художественного произведения, то он нулевой. Хотелось бы, чтоб мы были свободны в этих ассоциативных рядах.
Выставка продлится до 6 декабря. Все эти дни в 17.30 Таус будет читать лекции, так что желающим приобщиться визуально и интеллектуально к современным тенденциям в мире искусства дана такая возможность. Заключительная лекция будет посвящена творчеству Таус Махачевой.