Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует построению диверсифицированной экономики и развитию высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг, привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.
Под особой, особой или специальной экономической зоной (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) понимается ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей, где главная цель – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
В мировой практике существует до двадцати пяти разновидностей особых экономических зон, среди которых наиболее распространенными являются: таможенные зоны; свободные экономические зоны; зоны экономического благоприятствования; свободные промышленные зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; научно-промышленные парки; оффшорные зоны; туристские центры и т.д.
При помощи ОЭЗ у нас в стране сегодня могут решаться две группы задач – привлечение инвестиций и преодоление депрессивности. Однако в современных условиях российские ОЭЗ в большей степени ориентированы на решение первой задачи, т.е. они создаются в сильных, состоятельных регионах.
Попытки стимулирования экономической активности при помощи режима особых экономических зон начали предприниматься в конце 1980-х гг. и дали крайне негативные результаты. В основе была идея использовать успешный опыт Китая и создать точки преодоления кризиса, а затем и роста отечественной экономики, привлечь инвестиции и новые технологии.
Однако результаты реализации этих намерений оказались крайне негативными, поскольку практически все зоны становились центрами коррупции и криминала, а их существование приводило к росту незаконной предпринимательской деятельности, массовому уклонению от налогов и другим негативным результатам.
Нередко предметом торга между региональными политическими элитами и федеральной властью становились условия функционирования «свободных зон», что не способствовало эффективности вырабатываемых решений. В результате при формировании особых зон основной целью региональных властей оказывалось не привлечение инвестиций и не стимулирование производства, а получение максимально льготного режима для находящихся здесь фирм и перераспределения финансовых ресурсов в свою пользу. Поэтому к 2000 году режим особых экономических зон имел в нашей стране крайне негативную репутацию. Ситуация несколько изменилась после принятия в 2005 году Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который в значительной степени упорядочил работу ОЭЗ. Теперь уже особые экономические зоны упрекали в недостаточно высокой отдаче, в медленном развитии, в небольшом вкладе в экономический рост и в меньшей степени в коррупционности.
В настоящее время в Российской Федерации создано 13 особых экономических зон: две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Завершается организационный процесс создания портовых ОЭЗ.
Во время заседания Правительства в Северной Осетии Полпредом Президента России Александром Хлопониным были названы приоритетные сферы в развитии СКФО: энергетика, туристический комплекс, АПК и образовательная сфера вкупе с фундаментальной наукой
Предполагается, что Правительство предложит инвесторам, рискнувшим вложиться в проект, льготы и даст государственные гарантии, а все новые курорты получат статус особых экономических зон.
При создании туристско-рекреационной ОЭЗ наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет, развитием налогооблагаемой базы могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня. Предполагается, что участие местного населения в проекте туристско-рекреационной ОЭЗ позволит снизить социальную напряженность, повысит безопасность туристов, будет способствовать расширению предложения туристского рынка.
Ожидается, что туристско-рекреационные зоны, где создается вся необходимая туристская инфраструктура, станут центрами организованного туризма, оказания качественных услуг, при этом успех проекта будет напрямую зависеть от степени сохранности природных ландшафтов.
Социально-экономические проекты по развитию республик, краев и областей Северного Кавказа предлагались уже не раз. Были выдвинуты десятки предложений, проектов и идей. (Например, «Юг России» на период 2002-2006 годы, «Юг России» на период 2008-2012 годы, «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа» и т.д.).
В 2007 году в России было создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа: в Краснодарском и Ставропольском краях, в Иркутской области, в Республике Бурятия, «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, в Калининградской области.
При этом приходится констатировать, что, к сожалению, ни к появлению реальных «особых зон» курортно-рекреационного типа, ни к повышению экономической эффективности «республик, краев и областей» все эти программы пока не привели.
Стоит отметить, что на территории новообразованного СКФО особые экономические зоны уже существовали, в частности, на территории Ингушетии в 1994-1999 годах, но не решили проблем региона.
В Дагестане наиболее благоприятной для создания ОЭЗ является туристско-рекреационная сфера. Разумеется, при выполнении определенных условий.
Существующая сегодня в России инфраструктура туристического бизнеса не соответствует мировым стандартам. Огромное количество наших граждан сейчас выезжают за рубеж и видят современные туристические комплексы, современный менеджмент. В туристско-рекреационных зонах, по сути дела, необходимо построить новую современную инфраструктуру отдыха.
Однако не достаточно объявить ту или иную территорию туристско-рекреационной ОЭЗ. Для этого требуются определенные предпосылки развития туристско-рекреационной деятельности. Для Дагестана этого, прежде всего, чистое море, чистый берег, соответствующая инфраструктура, высокий уровень сервиса. Чтобы привлечь туристов, нам нужно конкурировать по уровню сервиса с Турцией и Болгарией, а еще лучше с Испанией и Францией.
Один из ключевых вопросов, который требует незамедлительного решения с вводом особых экономических зон туристско-рекреационного типа, – подготовка и переподготовка кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала. Вопрос обеспечения квалифицированными специалистами, в том числе владеющими экологическими требованиями и нормами, — это одно из слабых мест современной туристской индустрии.
Надо помнить и о коррупции. Никто из серьезных иностранных и российских частных инвесторов не захочет платить высокий коррупционный «налог» чиновникам разного уровня. Государственное инвестирование при нынешнем же уровне коррупции также не будет слишком эффективным. Еще одна проблема – межэтнические противоречия, которые тоже необходимо учитывать при создании ОЭЗ. И, конечно, необходимо обеспечить безопасность приезжающих на отдых людей.
Решение проблемы лежит не только в экономической плоскости, но и в наличии политической воли и понимании того, как управлять неспокойным регионом. Можем выделить примерный круг проблем, не связанных напрямую с трансфертами и инвестиционными проектами, но оказывающих влияние на развитие территории: распределение управленческих должностей в Дагестане между представителями различных этнических групп, проявление национализма, религиозного радикализма и т.д., которые также надо решать.
И в заключение хотелось бы еще раз отметить значимость реализации проекта туристско-рекреационной ОЭЗ, её роль в деле сохранения природных территорий, представляющих большую экологическую, социальную и экономическую ценность для России.