Перспективы развития особых экономических зон в Дагестане

Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует построению диверсифицированной экономики и развитию высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг, привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.
Под особой, особой или специальной экономической зоной (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) понимается ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей, где главная цель – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
В мировой практике существует до двадцати пяти разновидностей особых экономических зон, среди которых наиболее распространенными являются: таможенные зоны; свободные экономические зоны; зоны экономического благоприятствования; свободные промышленные зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; научно-промышленные парки; оффшорные зоны; туристские центры и т.д.
При помощи ОЭЗ у нас в стране сегодня могут решаться две группы задач – привлечение инвестиций и преодоление депрессивности. Однако в современных условиях российские ОЭЗ в большей степени ориентированы на решение первой задачи, т.е. они создаются в сильных, состоятельных регионах.
Попытки стимулирования экономической активности при помощи режима особых экономических зон начали предприниматься в конце 1980-х гг. и дали крайне негативные результаты. В основе была идея использовать успешный опыт Китая и создать точки преодоления кризиса, а затем и роста отечественной экономики, привлечь инвестиции и новые технологии.
Однако результаты реализации этих намерений оказались крайне негативными, поскольку практически все зоны становились центрами коррупции и криминала, а их существование приводило к росту незаконной предпринимательской деятельности, массовому уклонению от налогов и другим негативным результатам.
Нередко предметом торга между региональными политическими элитами и федеральной властью становились условия функционирования «свободных зон», что не способствовало эффективности вырабатываемых решений. В результате при формировании особых зон основной целью региональных властей оказывалось не привлечение инвестиций и не стимулирование производства, а получение максимально льготного режима для находящихся здесь фирм и перераспределения финансовых ресурсов в свою пользу. Поэтому к 2000 году режим особых экономических зон имел в нашей стране крайне негативную репутацию. Ситуация несколько изменилась после принятия в 2005 году Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который в значительной степени упорядочил работу ОЭЗ. Теперь уже особые экономические зоны упрекали в недостаточно высокой отдаче, в медленном развитии, в небольшом вкладе в экономический рост и в меньшей степени в коррупционности.
В настоящее время в Российской Федерации создано 13 особых экономических зон: две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Завершается организационный процесс создания портовых ОЭЗ.
Во время заседания Правительства в Северной Осетии Полпредом Президента России Александром Хлопониным были названы приоритетные сферы в развитии СКФО: энергетика, туристический комплекс, АПК и образовательная сфера вкупе с фундаментальной наукой
Предполагается, что Правительство предложит инвесторам, рискнувшим вложиться в проект, льготы и даст государственные гарантии, а все новые курорты получат статус особых экономических зон.
При создании туристско-рекреационной ОЭЗ наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет, развитием налогооблагаемой базы могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня. Предполагается, что участие местного населения в проекте туристско-рекреационной ОЭЗ позволит снизить социальную напряженность, повысит безопасность туристов, будет способствовать расширению предложения туристского рынка.
Ожидается, что туристско-рекреационные зоны, где создается вся необходимая туристская инфраструктура, станут центрами организованного туризма, оказания качественных услуг, при этом успех проекта будет напрямую зависеть от степени сохранности природных ландшафтов.
Социально-экономические проекты по развитию республик, краев и областей Северного Кавказа предлагались уже не раз. Были выдвинуты десятки предложений, проектов и идей. (Например, «Юг России» на период 2002-2006 годы, «Юг России» на период 2008-2012 годы, «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа» и т.д.).
В 2007 году в России было создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа: в Краснодарском и Ставропольском краях, в Иркутской области, в Республике Бурятия, «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, в Калининградской области.
При этом приходится констатировать, что, к сожалению, ни к появлению реальных «особых зон» курортно-рекреационного типа, ни к повышению экономической эффективности «республик, краев и областей» все эти программы пока не привели.
Стоит отметить, что на территории новообразованного СКФО особые экономические зоны уже существовали, в частности, на территории Ингушетии в 1994-1999 годах, но не решили проблем региона.
В Дагестане наиболее благоприятной для создания ОЭЗ является туристско-рекреационная сфера. Разумеется, при выполнении определенных условий.
Существующая сегодня в России инфраструктура туристического бизнеса не соответствует мировым стандартам. Огромное количество наших граждан сейчас выезжают за рубеж и видят современные туристические комплексы, современный менеджмент. В туристско-рекреационных зонах, по сути дела, необходимо построить новую современную инфраструктуру отдыха.
Однако не достаточно объявить ту или иную территорию туристско-рекреационной ОЭЗ. Для этого требуются определенные предпосылки развития туристско-рекреационной деятельности. Для Дагестана этого, прежде всего, чистое море, чистый берег, соответствующая инфраструктура, высокий уровень сервиса. Чтобы привлечь туристов, нам нужно конкурировать по уровню сервиса с Турцией и Болгарией, а еще лучше с Испанией и Францией.
Один из ключевых вопросов, который требует незамедлительного решения с вводом особых экономических зон туристско-рекреационного типа, – подготовка и переподготовка кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала. Вопрос обеспечения квалифицированными специалистами, в том числе владеющими экологическими требованиями и нормами, — это одно из слабых мест современной туристской индустрии.
Надо помнить и о коррупции. Никто из серьезных иностранных и российских частных инвесторов не захочет платить высокий коррупционный «налог» чиновникам разного уровня. Государственное инвестирование при нынешнем же уровне коррупции также не будет слишком эффективным. Еще одна проблема – межэтнические противоречия, которые тоже необходимо учитывать при создании ОЭЗ. И, конечно, необходимо обеспечить безопасность приезжающих на отдых людей.
Решение проблемы лежит не только в экономической плоскости, но и в наличии политической воли и понимании того, как управлять неспокойным регионом. Можем выделить примерный круг проблем, не связанных напрямую с трансфертами и инвестиционными проектами, но оказывающих влияние на развитие территории: распределение управленческих должностей в Дагестане между представителями различных этнических групп, проявление национализма, религиозного радикализма и т.д., которые также надо решать.
И в заключение хотелось бы еще раз отметить значимость реализации проекта туристско-рекреационной ОЭЗ, её роль в деле сохранения природных территорий, представляющих большую экологическую, социальную и экономическую ценность для России.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам