— Есть чему удивиться, — соглашается с большинством посетителей искусствовед Мариян Магомедова-Чалабова, которая знакома с творчеством И. Супьянова гораздо глубже, чем обычный зритель. — Здесь больше лиц: персонажи сказок, мифов и действительности. Самое главное в этих лицах – психологический портрет. Вот, например, «Мать» и «Отец» — это больше, чем портреты. Лицо матери подобно выжженной земле. И всюду выразительные глаза! Столько они говорят! Глаза — это наша душа, которая бывает очень разнообразной и многообразной.
Реальный мир преломляется под лучами видения художника. И глаза на портрете воплощают чувства автора. Но если задуман мифический образ, глаз может быть больше, чем два.
Экспозиция, составленная из ранних работ художника, позволяет заглянуть в процесс формирования мастера.
Идея этой выставки зародилась у директора музея, автора и куратора проекта Заремы Дадаевой, еще в годы работы в «Первой галерее».
— Возникло понимание необходимости подробного и полного представления данного периода как законченного и значительного — в творческой судьбе художника и в истории дагестанского изобразительного искусства.
Экспозиция выставки в Музее города объединила живописные работы из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, частных коллекций и личного архива автора.
Директор ДМИИ Салихат Гамзатова обратила внимание на важность выставленных работ в творчестве Ибрагимхалила Супьянова.
Эскизы мизансцены «Чилбик» и мужские портреты из серии «Предки» из собрания ДМИИ переглядываются с противоположных сторон сферического зала Музея истории города Махачкалы: столько лет находились в одном хранилище, а «в лицо» друг друга увидели впервые.
Среди портретов предков, исполненных около четверти века назад, – «Махума» в синих и бежевых тонах, «Нурулла» в оранжево-коричневой палитре, «Абдулла» в серо-охристой гамме, «Алигаджи» в сине-сером ореоле, «Асадула» в золотисто-лиловых лучах и «Исхак» в сдержанных полутонах.
— В моем понимании Ибрагим – это философ в искусстве, творчество которого обращено к корням нашей культуры, человек, который глубоко знает современное искусство и истоки своей культуры, – подчеркнула заместитель министра культуры РД Бадрижат Магомедгаджиева.
— От этой выставки столько тепла, хотя присутствует в обилии любимый черный цвет художника, — поделилась своими впечатлениями заместитель Главы города Махачкалы Ольга Портнягина. – Ибрагим – настоящий ученый, изучающий свой край и прославляющий его за пределами Дагестана.
Исторические личности на полотнах Супьянова вместе с отпечатком своего времени несут прозорливый взгляд в будущее, простирающееся за пределы веков.
— Если будет много таких выставок, нам станет интереснее жить, — заметил председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов. — Сегодня мы видим молодого Супьянова, потом увидим зрелого и умудренного.
Но философия – понятие не возрастное, и не обязательно художнику набирать года, чтобы
выразить свое мировоззрение. И не все картины призваны просто радовать глаз. Экспозиция ранних работ Ибрагимхалила не для визуального обозрения, а для мыслительного проникновения в зашифрованную в них информацию.
— Что, как и сколько, вы поймете из того, что я хотел сказать этими работами, не имеет четких границ, – обращается к зрителю сам художник. – Я буду рад каждой вашей интерпретации, и никаких претензий к вашему индивидуальному восприятию.
Впечатленный обходил галерею лиц коллега Ибрагима — художник Саид Тихилов.
— Здесь представлен период становления, начиная с ранних работ, некоторые из которых я уже видел. Но собрать все вместе – это заслуга организаторов выставки. Думаю, надо бы тоже что-то подобное сделать, но ведь многое в частных коллекциях. — Саид подолгу останавливается у отдельных картин. – История этой группы картин – одна, у других — своя судьба, и все это соединилось на выставке в цельный организм. Мне ближе иллюстрации к стихам Шейит-Ханум Алишевой «Женщина с узелками». Потом надо будет прийти и спокойно посмотреть».
Исполненные в смешанной технике работы из серии «Пророки» и «Птица «Анкъва» доставлены в музей из частных собраний.
Склонность к философской масштабности, выражающаяся в серийности многих тем, обнаружилась в Ибрагимхалиле еще в юношестве.
Из пронумерованной серии «Аулы», обособляясь, выходят за пределы оформившиеся сельские виды. Родной Каранай пестреет за каменной ступой на переднем плане.
Лица из серии «Собаки» настолько персонифицированы, что сразу угадываются человеческие характеры.
Такие серьезные, тонкие вещи этот человек создал в самом начале творческого пути.
Художник XX века, говорят о нем, но, как ни странно это звучит, он — человек сегодняшнего дня. Это ценное качество, присущее Ибрагиму – видеть сегодняшнее время и идти дальше.
Искренние поздравления и теплые слова произнесли друзья и соратники художника Магомед Кажлаев и Апанди Магомедов, который вспомнил 1988 год, когда большинство из выставленных работ уже было создано.
«Зурнач» и «Гармонистка», близкие по цветовому решению, вышли из-под кисти художника в один год — 1987-й. Одно из первых творений Ибрагимхалила Супьянова, близкое по теме, — «Музыканты» — выполнено на восемь лет раньше в ином ключе.
— В этой экспозиции виден рост, движение от «декоратива» к абстрактным формам. Сейчас, к сожалению, у молодых происходит наоборот, — признал Тимур Мусаев-Каган, назвав автора «классиком».
Среди картин в темных тонах адским огнем пылает рыжее полотно «Битва бесов» и аппетитно сочатся фрукты с «Натюрморта на арбабаше».
Истоки народного мировоззрения и прикладного искусства получили в творчестве профессионального художника развитие.
Емкими словами определила свое отношение к открывшейся выставке знаменитая художница Манаба Магомедова, ее напутствие – как благословение Учителя.
Кажется, именно эту пару с картины «Молодые» преобразовало время в «Старика и старуху». И сверкающая красками «Ночь» среди мрачных дневных видов готова разрушить стереотипы.