Оплетенный навес скоро превратится в зеленый шалаш. А пока он похож на волшебную пещеру в диких зарослях ущелья. О горах напоминает и название предприятия питания, светящееся сквозь ветви и гирлянды ламп. «Дагестан» манит задержавшегося путника предвкушением уюта и сытного ужина.
Хозяйка кафе Патимат Диядилова радушно принимает посетителей, а повар проворно готовит тесто для хинкала. Это традиционное дагестанское блюдо всегда есть в меню кафе с символическим названием: а как же Дагестан без хинкала. Если повар оказывается родом не из Страны гор и плохо знаком с премудростями приготовления коронного блюда горского застолья, Патимат дает уроки кулинарии. В ее родном селе Куяда Гунибского района тесто для хинкала замешивают на родниковой воде со склонов Седло-горы, а в кафе питьевую воду приходится привозить. Местная артезианская вода перенасыщена солями.
За обеспеченность водой и продуктами отвечает партнер по бизнесу и супруг Дауд Диядилов. Это имя могло бы стоять на поэтических сборниках — Дауд с юности сочиняет стихи, но жизнь так распорядилась, что увлекла своей будничной прозой. Впрочем, будни в кафе и похожи друг на друга и вместе с тем очень разнятся. Это зависит от посетителей. Интересный гость из родного Дагестана – это всегда праздник и задушевное общение. А поговорить всегда есть о чем.
Гражданскую ноту в разговор вносит сын Патимат и Дауда — Раджаб, посвятивший себя служению законопорядку. Частая тема за столом – общественная и политическая жизнь. Хоть и недалеко от Дагестана уехали Диядиловы, но ощутили правдивость слов: лучшее средство понять свое отношение к родине – это разлучиться с ней на время.
Дух сушеного мяса окутывает окрестности кафе «Дагестан» в Калмыкии, а из родной республики близкие шлют Патимат поздравления с новой весной.