Данный тарикат основан Ахмадом Бен Али Рифаи (1106-1182), который, по данным источников, являлся потомком Пророка Мухаммеда. Его учителями были дядя Мансур Батихи, а также известный ученый Али Васити аль-Курайши, прозвание которого свидетельствует о его происхождении из арабского племени Курайши, выходцем из которого был сам Посланник Аллаха.
Рифаи был известен не только в качестве шейха тариката, но и как компетентный ученый-факих (юрист) шафиитского мазхаба (законоведческого направления) шариата. Правда, некоторые авторы утверждают, что Ахмад не был ученым, а научные труды позже приписали ему сторонники. Как бы то ни было, под его име-нем большой популярностью в мусульманском мире пользуются книги «Хикем Рифайя», «Бурхануль Муайяд», «Меджлисус-санийя», «Халятуль Хакика Мааллах» и другие, большинство которых переведены на турецкий и другие языки.
Рифаийя является третьим по времени основания тарикатом (первыми двумя считаются Кадирийя и Ясавийя), иногда этот орден называют еще «Ахмадийя» или «Батихийя» — по имени основателя либо по месту его рождения. Кроме того, известен еще один орден под названием «Ахмадийя», основанный гораздо позже Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани (1835-1908) в Пенджабе.
Во времена расцвета Османской Империи во многих местах на ее территории функционировали обители (текке, рабита, ханака) этого тариката, о чем свидетельствует известный арабский ученый и путешественик Ибн Батута.
Особое внимание в данном муридском братстве уделяют покорению нафса (эго) человека и окружающей его стихии соблазнов и страстей. В его практике встречаются два вида аскезы, направленные на воспитание нафса и совершенствование нравственности. Они выражаются в семидневном посте и затворничестве в месяце мухаррам, а также в сорокадневном посте в другое время года по выбору салика (ученика) и согласованному с учителем. Во время этого поста в дневное время нельзя принимать пищу и питье, следует резко ограничить контакты с людьми, мурид (послушник) проводит время в молитвах, медитации и созерцании под бдительным контролем своего духовного наставника.
Кроме названных постов, существует еще один вид аскезы, которому, как правило, предаются все муриды данного тариката. Этот вид подобен предыдущим, однако пост обязательно начинается с первого числа месяца мухаррам и не имеет временного ограничения – кто на сколько способен, на столько и соблюдает его. Во время этого очистительного поста запрет распространяется не только на еду и питье, но и на половые сношения. Кроме того, нельзя употреблять мясо, надо постоянно находиться в состоянии омовения, вести затворнический и молчаливый образ жизни.
Внешними отличительными особенностями последователей Рифийя является то, что они носят черную чалму и садятся только на молитвенный коврик. При зикре (коллективном поминании Аллаха) и других обрядах радения активно используются различные музыкальные инструменты, среди которых могут быть духовые, струнные, ударные. Это делается с целью облегчения вхождения адепта в транс и экстаз, во время которых посредством изменения состояния сознания он испытывает различные возвышающие дух чувства и ощущения.
Некоторые адепты Рифаийя в трансовом состоянии жуют стекло, глотают живых змей, ходят босиком по горящим углям, прокалывают свои тела железными стержнями и штыками, совершают другие необычные и весьма опасные для себя действия, которых называют «доказательствами» особенного и возвышенного душевного состояния.
Тарикат Рифаийя имеет свои ответвления, которые получили следующие названия: Сайядийя, Нурийя, Иззийя, Фенарийя, Бурханийя.
Устранение зла. Тарикат Чиштийя
Согласно различным источникам, основателями этого ордена являлись Абу Исхак Шами, девятый потомок в духовной цепочке, исходящей от Али Аби Талиба, родственника и знаменосца Пророка Мухаммеда и четвертого праведного халифа, а также его ученик Муинуддин Хасан Чишти (1142-1236).
Особой популярностью этот тарикат пользуется в Иране и Индии, где его основатели и знаменитые шейхи жили в разное время, а духовные подвижники живут и поныне.
Муинуддин Хасан родился в Сиджистане, а затем переселился в Чишт, расположенный недалеко от Герата, где жил известный шейх Абу Исхак Шами, происходивший из Сирии. Из названия этого населенного пункта и произошло наименование ордена.
В 1193 году Муинуддин появился в Дели, а затем отправился в Аджмер, в столицу крупного индуистского царства. Здесь он обосновался окончательно, а после его смерти в 1236 году его гробница стала известным центром паломничества.
Хасан Чишти вообще много путешествовал, он учился в Бухаре и Самарканде, подолгу бродил по Балху и Багдаду, встречался с известными устазами (учителями) того времени Абдулкадиром Гилани, Абу Наджибом Сухраварди, Нажмуддином Кубра, которые стали духовными отцами-основателями популярных тарикатов, существующих и в наше время.
Некоторое время Хасан уединенно жил в мавзолее Али Усмана Худжвири, знаменитого религиозного подвижника, автора известной книги «Кашфуль Махджуб», которая является настольной книгой многих суфиев различных тарикатов. Худжвири известен также тем, что написал первый классический суфийский трактат на персидском языке.
Позже Муинуддин Хасан стал муридом Абу Исхака Шами и обосновался в Чиште, где жил учитель.
Чиштийя является первым тарикатом, проникшим на полуостров Индостан, где получил наибольшее распространение. Этот орден сыграл важную роль в принятии ислама жителями Индии и Пакистана, а также в развитии духовной жизни стран Южной и Центральной Азии.
Последователи Чиштийя, помимо Корана и хадисов Пророка, использовали и используют в качестве духовных источников книги «Аварифуль Маариф» Сухраварди, «Кашфуль Махджуб» Худжвири и другие наставления известных суфийских учителей.
К особенностям этого тариката относится использование его адептами громкого и тихого зикра, что сближает их с последователями Накшбандийя. Кроме этих двух видов зикра, муриды занимаются прослушиванием религиозных песнопений (сама), соблюдают сорокадневный пост – чиле, проводимый в полном уединении с условиями, похожими на пост последователей Рифаийя, о чем поведано выше.
Вместе с тем, уделяется большое внимание «муракабе» — контролю за выполнением муридами требований шариата.
Письменные источники Чиштийя представлены в виде записей духовных бесед между выдающимися шейхами, конспектов и комментариев книг тассаввуфа, других религиозных произведений и наставлений.
Традиция записывать духовного содержания беседы шейхов и устазов была заложена Хасаном Сиджи и дальше продолжена его учениками. В некоторых источниках Хасан Сиджи идентифицируется с основателем данного тариката Муинуддином Хасаном, с учетом места его рождения – Сиджистана.
Представители Чиштийя не придавали и по традиции не придают никакого значения материальной собственности, считая, что она является преградой для постижения
Божественной Истины.
В наставлениях шейхов этого тариката адептам предписывается обладать тремя важными качествами: щедростью, словно море; добротой, словно солнце; простотой, словно земля. Эти качества, по их мнению, лежат в основе духовного развития личности.
Обители ордена Чиштийя прославились своим гостеприимством и высоким уровнем обслуживания постоянных обитателей и остановившихся временно в них странников. Надо отметить, что в Средние века по всему мусульманскому миру пу-тешествовали множество суфиев-дервишей, которые находили приют в подобных заведениях.
Видимо, во время встреч с такими дервишами шейх Чиштийя Масуд Бек познакомился с идеей знаменитого андалузского ученого Мухидина Аль-Араби «вах-дат-и-вуджуд» (единство Бытия). Эту идею наряду с другими известными учеными-суфиями активно поддерживал популярный багдадский богослов Фахреддин Ираки.
Тарикат Чиштийя, несмотря на свою относительную «молодость», проникся неординарными идеями признанных суфийских теоретиков-подвижников Аль-Араби и Ираки.
Одним из влиятельнейших шейхов данного тариката был Низамуддин Авлия, который стал основателем выделившегося из Чиштийя ордена Низамийя. Другое ответвление Чиштийя – это орден Сабирийя, основанный шейхом Ахмадом Сабиром.
Чиштийя не получила особого распространения в центральных и западных областях Мусульманского мира, зато на Востоке этот тарикат дошел до Малайзии и Индонезии.
Предотвращение и устранение зла во всех его проявлениях стояли и стоят во главе угла идеологии и практики тариката Чиштийя.
Самоотверженное милосердие. Тарикат Ясавийя
Указанный тарикат основан устазом тассаввуфа тюркского происхождения Ахмадом Ясави. Он был преемником знаменитого духовного подвижника накшбандийского тариката Юсуфа Хамадани и жил в Туркестане до своей смерти в 1166 году.
Ясави родился в городе Яси (нынешний Чимкент), учился в Бухаре и сыграл значительную роль в распространении и популяризации идей тассаввуфа среди тюркских народов Центральной Азии.
Он оставил после себя письменные труды, среди которых выделяется дошедшее до нас крупное поэтическое произведение «Диван-Хикмет», который содержит в себе суфийские наставления в стихотворном изложении.
Ахмад Ясави так же, как и его шейх-наставник Юсуф Хамадани, следовал ханафитскому мазхабу и сыграл значительную роль в деле укрепления устоев тариката. Он также был одним из зачинателей распространения идей тассаввуфа среди жи-телей различных регионов, не охваченных влиянием тарикатов.
Учениками и преемниками Ясави были такие известные духовные авторитеты, как Мансур Ата и Сулейман Хаким.
Поначалу тарикат Ясавийя распространился в областях Ташкента, Хорезма, Мавераннахра (Междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи), а затем он стал популярным среди мусульман Кавказа, Анатолии, Балканского полуострова и других территорий, где проживали тюркские народы. Этот тарикат тесно связан с Накшбандийя. Существует мнение, что от Ясавийя в свое время отпочковался действующий поныне в Турции орден Бекташийя.
Большое внимание Ясавийя уделяет борьбе с нафсом (эго) и дурными наклонностями, воспитанию в человеке самоотверженного милосердия.
Муриды этого ордена практикуют громкий зикр, в быту они предпочитают обходиться молчанием, а также придают большое значение медитациям в уединении.
Учение тариката Ясавийя имеет ряд ответвлений, которые играют большую роль в духовной жизни тюркских народов.
Продолжение следует.