Столь обыденное вступление к тому, что можно будет увидеть на выставке, хотелось бы разбавить описанием контрастов, с которыми пришлось нам, посетителям-«первопроходцам», сталкиваться буквально на каждом шагу. Вместо привычных застекленных стендов с останками древнего человека и очищенными от вековой пыли предметами быта и орудиями – экраны, интерактивные установки, «волнообразной» формы декорированные стенды и прекрасно реконструированные экспонаты. Причем освещение подобрано таким образом, чтобы просматривалась каждая деталь экспоната. Вместе с тем не было привычных окриков и надписей вроде «Руками не трогать» — напротив, разрешалось собственноручно прикасаться к интерактивным панелям, чтобы получить больше информации об интересующем нас предмете (будь то одежда, обувь или снаряжение древнего человека), что позволяет соприкоснуться с историческими пластами пятитысячной давности. К примеру, если интересно, как выглядела обувь Отци, можно тронуть пальцем соответствующий знак, который находится на чувствительной панели, и сразу на экране появится эта обувь. Причем не в отдельности, а уже на ногах очерченного контуром человека. Снизу к изображению приводится комментарий. На выставке представлено несколько источников информации. Это визуальная (иллюстративная) – экспонаты и вербальная (словесное, до мельчайших подробностей описание экспонатов), откуда можно черпать интересные сведения о древнем человеке.
История мумии, как и любой археологической находки, начинается с ее случайного обнаружения. Это произошло в 1991 году, когда два немецких альпиниста, путешествуя по леднику Зимилаун, в районе долины Отц (впоследствии мумия заимствует это название) в Южном Тироле наткнулись на мумию человека…Далее находку исследовали ученые, и установили, что Отци жил между 3.350-3.100 гг. до н.э., основной род деятельности — животноводство и земледелие. В числе других сведений, представленных на экспозиции об Отци, приводится опровержение о существовании так называемого «проклятия мумии». И хотя, действительно, отдельных людей – ученых, задействованных в изучении Отци, уже нет в живых, этому есть научное объяснение. С момента находки мумии прошло немало лет, и «поэтому неудивительно, что некоторые люди (имеются в виду участники раскопок и те, кто работал с телом мумии) больше не живут». Здесь же в режиме он-лайн идет прямое включение из южнотирольского музея археологии в Боцене (Италия) — последнего пристанища Отци. Для того чтобы Отци не разлагался, его содержат в условиях, приближенных к «ледниковым»: ледяной мороз и высокая влажность воздуха. Это дорогостоящая процедура, специально для Отци была изобретена единственная во всем мире система охлаждения. А чтобы предотвратить потерю влаги у мумии, ее обрызгивают водой, вследствие чего образуется тонкий слой льда на поверхности тела. Стенки холодильной камеры изнутри облицованы более 300-ми плитами изо льда, за счет этого в холодильной камере повышается влажность воздуха. А чтобы на поверхности и внутри мумии не размножались микробы, камера наполнена азотом. Глядя со стороны на мумию, казалось, что под стеклом она дышит… Но это только видимость происходящего.
Инициатор данной экспозиции – руководитель «РусГидро» Тимур Гамзатов, говоря о целесообразности ее проведения, отметил два пункта: это очередной этап сотрудничества между Министерством культуры РД и музейными центрами Европейского союза, и та историческая общность, которую, мы, люди, должны почувствовать, воочию ознакомившись с историей Европы. Той же точки зрения придерживается заместитель министра культуры Южного Тироля Отмар Дартели, в беседе с журналистами он особо подчеркнул мысль о генеалогическом родстве всех людей. И через понимание этого можно прийти к миру.
Необычность выставки впечатляла неискушенных дагестанцев, хотя, по признанию директора Первой галереи Джамили Дагировой (соорганизатора данной экспозиции), в Европе это привычный уровень подачи соответствующего материала.
— Как велись подготовительные работы?
— Очень сложно.
— Вы пригласили экспозицию?
— Это творческие и деловые контакты руководителя «РусГидро»Тимура Гамзатова и, в частности, с фирмой «Музей импортер», занимающейся прокатом выставок. Правительство РД и Министерство культуры РД также одобрили проект. В свою очередь, Тимур Гамзатович привлек Первую галерею для участия в ее организации. Дальше – дело техники: таможня, реклама… Кстати, наши гиды, владеющие иностранным языком, специально ездили стажироваться в Боцен, откуда родом эта выставка.
— Какие критерии применялись при выборе площадки под экспозицию?
— У любого проекта есть своя специфика. Тогда нам казалось, что национальная библиотека идеально подходит по всем параметрам. Конечно, сейчас, когда видишь экспозицию, понимаешь, что можно было «примерить» иные варианты.
— Как можно позиционировать выставку: как научно-просветительскую или эстетическую?
— И то, и другое. Эстетическая составляющая нисколько не уступает. Ведь дагестанцы никогда не видели такой уровень экспозиции материала.
— Имеете в виду ее электронный вариант?
— Во-первых, ни один экспонат не является оригиналом. Все оригиналы хранятся в фондах, эти предметы – копии, воссозданные по подобию и образцам обнаруженных в Альпах археологических находок. Во-вторых, реконструкция предметов. В том виде, как здесь все представлено, ничего не сохранилось. Чтобы реконструировать «первозданный» вид предметов древности, поработал целый штат ученых.
— На какой контингент зрителей она рассчитана?
— На людей, желающих повысить свой интеллектуальный уровень. Такие выставки очень популярны в Европе, у нас же демонстрируются впервые. Нам надо вращаться в общемировом культурном пространстве, присоединяться к цивилизованному обществу. Это другой вид подачи информации, ранее нам не известный и потому не привычный. Можно, конечно, книгу почитать или телевизор посмотреть, а можно прийти сюда, где все скомпоновано таким интересным и оптимальным для познания способом. В чем ее задача? Подробно донести до зрителей и посетителей всю информацию. При этом необязательно, чтобы перед глазами лежала настоящая мумия.
— Главное — получить представление о ней…
— Нам дают возможность увидеть и ее (мумию) посредством прямой трансляции через Интернет из Боцена (место, где находится мумия). Это благодаря современным технологиям. Вообще вся выставка напичкана современными медийными программами, которые работают на нее.
— Почему организаторы остановились именно на теме древнего человека?
— Так получилось, что эта выставка оказалась свободной именно на этот период времени, в будущем, возможно, будут приглашены и другие тематические экспозиции. График их работы очень плотный. Но вся техническая сторона полностью лежит на «музейщиках». То есть они сами приезжают, раскладываются, показывают, затем собираются и уезжают. Можно сказать, работают по принципу цирка шапито.
Кстати, когда груз проходил таможню, там долго думали, какую категорию присвоить грузу. В разобранном виде он смотрится, как груда дощечек. Напоминает большой конструктор. В целом работа очень трудоемкая, причем никакой выгоды от этой выставки не предусмотрено. Это своего рода просветительский порыв Тимура Гамзатова, который он решил воплотить вместе с Первой галереей.