Уединенные отшельники. Тарикат Тиджанийя

Этот орден возник гораздо позже основных тарикатов и, в отличие от них, появился не на Востоке, а на дальнем Западе – в Алжире и Марокко, которые вместе с Тунисом в арабоязычной литературе именуются одним объединяющим понятием «Магриб» (Запад).
Основателем братства является Абул Аббас Ахмад Тиджани, родившийся в 1737 году в местечке Айн Мади, на юге Алжира. Он был связан с разными тарикатами и являлся одним из активных деятелей ордена Халватийя.
По словам Абул Аббаса, в 1782 году ему свыше было явлено знамение о необходимости сформировать новый, независимый тарикат, что он и сделал.
Ученик Ахмада Тиджани и представитель ордена в марокканском городе Фесе Абул Хасан Харазими пишет об этом следующее: «Пророк дал ему разрешение заниматься посвящением мусульман в то время, когда он уходит в уединение с целью самосовершенствования, однако, при этом он не должен претендовать на сан шейха до тех пор, пока не получит не во сне, а наяву соизволения наставлять людей, всех без ораничения, и пока ему не назначен вирд (мистическое поручение), который он должен передавать дальше своим ученикам».
После указанного события Ахмад ушел в пустыню, а спустя несколько лет поселился в оазисе Аби Смагун. В 1799 году он покинул оазис и перебрался в Фес, где и жил до самой смерти в 1815 году.
Абул Аббас формировал свой орден обдуманно и по заранее намеченному плану. Основу его учения составила теория двух тарикатов: Шазилийя и Халватийя. В числе новшеств, введенных Тиджани в свое учение, в частности, является проведение четкого разделения между текущим руководством братством и наставничеством среди муридов (талим ва тарбия).
Ритуал Тиджанийя довольно прост, в нем нет тяжелых для исполнения обяза-тельств, даже такие формы аскезы, как пост и уединение с медитацией и созерцани-ем, являются сугубо добровольными и исполняются муридами по собственной ини-циативе. Тем не менее в тарикате большое значение придается уединенному от-шельничеству, может быть, потому что этой форме аскезы многие годы предавался сам Абул Аббас.
В Тиджанийя практикуется тихий зикр, который делается даже при коллективных радениях, хотя его громкая форма и не находится под запретом.
Одной из особенных черт этого ордена является категорический запрет муридам общаться с шейхами других тарикатов, что не характерно для подобного рода мусульманских религиозных формирований.
Абул Аббас Ахмад не пользовался благосклонностью ни официозных бого-словов Магриба, ни органов власти стран этого региона. Однако он предпочитал угождать властям и приближенным к ним духовным лицам и предостерегал своих учеников от всяких конфликтов с ними.
Ахмад Тиджани похоронен в марокканском Фесе, где его гробница стала местом паломничества. Тем не менее руководство ордена располагается в Алжире, где имеет множество сторонников в разных слоях местного населения.
В результате многолетней проповеднической и наставнической деятельности Тиджани этот тарикат получил большое распространение и имеет значительное влияние среди мусульман Магриба и близлежащих стран.

Волшебная сила слова. Тарикат Кубравийя
Родоначальником тариката является Нажмуддин Кубра (1145-1221), от которого также начинается ряд других, более мелких орденов, большинство которых не сохранились до нашего времени.
Нажмудин родился в Хорезме, прошел курс обучения и аскезы в Египте под руководством персидского шейха Рузбихана, который в свое время был учеником знаменитого Абу Наджиба Сухраварди.
После прохождения учебы у ряда известных шейхов Кубра получил «путевку» на самостоятельное наставничество от Исмаила Касри, который передал ему ижазу (сертификат) и хирку (специальное суфийское рубище).
В конце концов, после многих лет скитаний и испытаний Нажмуддин обосновался в родном Хорезме, где построил ханаку (обитель), ставшую центром обучения и подготовки суфийских кадров.
Среди его учеников были многие знаменитости, в числе которых можно назвать Маджудина Багдади и великого персидского поэта-мистика Фаридудина Аттара, автора аллегорической поэмы «Парламент птиц», принесшей ему славу как на Востоке, так и на Западе.
В 1221 году Нажмуддин Кубра пал жертвой монгольских оккупантов, так же как и многие его ученики.
Кубра писал свои сочинения на арабском и персидском языках, многие из них дошли до нас, в том числе и «Сифат ал-Адаб» (Правила поведения), специально написанное на персидском для неофитов.
Гробница Нажмуддина, находящаяся в окрестностях Хорезма, является местом паломничества, сюда приезжают поклонники шейха из разных стран.
От Кубравийя ведут начало некоторые братства, основными из которых являются следующие:
= Фирдаусийя – индийская ветвь, названная в честь известного шейха Бадрудина Фирдауси;
= Нурийя – багдадская ветвь, основанная Нуридином Исфараини;
= Хамаданийя – кашмирская ветвь, основателем которой был Саид Али Хамадани;
= Нурбахшийя – хорасанская ветвь, идущая от Мухаммеда Нурбахша, который создал тарикат с шиитскими мотивами.
Среди последователей Кубравийя имеет распространение толкование видений Нажмуддина, которые ассоциируются с суфийскими стадиями последовательного озарения.
Необходимо особо отметить, что адепты Кубравийя придавали и придают большое значение силе устного и письменного слова, посредством которого, по их мнению, можно оказать на человека благотворное и даже волшебное влияние с целью духовно-нравственного совершенствования его личности.

Трезвость мысли. Тарикат Джунадийя
Величайший суфий Абул Касим Джунайд родился в Багдаде и, проведя годы в поисках истины, умер там же в 910 году. В этом городе, являвшемся в тот период главным центром исламской мысли, он провел всю свою жизнь.
Джунайд является родоначальником и основным идеологом учения о «трезвости», которое часто противопоставляется учению об «опьяненности» Абу Язида Бистами Тайфура. Вот почему джунайдитов прозвали «трезвенниками», а тайфуритов – «опьяненными». Здесь, конечно, речь не идет об обычном понимании этих слов. Тут имеет место аллегория, которая заключается в следующем: одни искатели истины утверждают, что любовь к Богу и процесс Его познавания «опьяняет», то есть выводит из пределов обычного сознания, а другие, не соглашаясь с ними, настаивают на необходимости «трезвости» при духовных поисках, переживаниях и испытаниях.
Вместе с тем, в учении тариката Джунадийя важное место занимает положение о том, что мистик лично познает Бога в состоянии «фана», которое является чем-то близким к трансу и экстазу одновременно. Хотя «фана» и предполагает определенное изменение сознания, Джунайд утверждал, что из этого состояния мистик должен выйти «трезвым», обновленным, более совершенным. «Вернувшись» в привычный мир людей в обычном состоянии, он обязан обучать, наставлять, просвещать окружающих.
Учение Джунайда получило широкое признание в кругах верующих мусульман и исламских мыслителей, даже ортодоксальные сунниты и официозные религиозники приняли его благосклонно.
Этот суфийский учитель и наставник много писал, однако из его сочинений до нас в более-менее сохраненном виде дошло только одно – «Расаил» (Письмена). В нем он описывает собственный мистический опыт и свои взгляды вообще на явление мистицизма. Достоинством этого сочинения, которое представляет собой сборник посланий, посвященных отдельным проблемам суфизма, является то, что оно составлено таким образом и написано таким языком, что все становится ясно даже че-ловеку, весьма далекому от всякой мистики.
Джунайд очень осторожно подходил к изложению суфийских взглядов, трудных для понимания непосвященными. Это, с одной стороны, позволяло дифференцированно подходить к подбору учеников, а с другой стороны, обеспечивало бесконфликтность с духовенством, близким к властям.
Многие муридские братства считают Джунайда своим учителем и включают его имя в силсила (цепь) духовной преемственности наставников.
Он при жизни получил почетное прозвание «Таус аль-улама» (Павлин ученых-богословов), его называли имамом (предстоятелем, предводителем имамов).
Практически все суфийские тарикаты признавали и признают Абул Касима Джунайда непререкаемым авторитетом исламской духовной мысли.
Продолжение следует.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Собственник обязался за свой счет демонтировать незаконно построенный объект в Махачкале

Сотрудники отдела координации капитального строительства столичной администрации провели беседу с собственником объекта, незаконно возведенного на проспекте Гамидова в Махачкале....

В столице Дагестана локализован пожар на площади 300 квадратных метров

В Махачкале локализован пожар на крыше четырехэтажного дома по улице Манташева, 58. Площадь возгорания составила порядка 300 квадратных метров. Как...

Задержан второй обвиняемый по делу о гибели туристки в Сулакском каньоне

Правоохранительными органами задержан второй подозреваемый по делу о гибели в Сулакском каньоне 32-летней туристки из Ярославской области – это...

В Махачкале загорелась крыша четырехэтажного здания на улице Манташева

В столице Дагестана на улице Манташева, 58 загорелась крыша четырехэтажного здания, сообщили в Единой дежурной диспетчерской службе администрации Махачкалы....
spot_imgspot_img

Фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир России» откроется сегодня в Дагестане

В рамках развития международной культурной коммуникации СКФО сегодня в столице Дагестана откроется фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир...

В Дагестане задержали женщину, подозреваемую в подготовке теракта на 9 Мая

По подозрению в подготовке террористического акта в Хасавюрте задержали местную жительницу, сообщают СМИ со ссылкой на Центр общественных связей...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам