Пограничники огнем встретили непрошеных гостей, и за восемь часов боя первого дня войны на нашей пограничной заставе было уничтожено 106 фашистов и двое взято в плен. Остальные бежали. Прошло несколько часов, и бои возобновились. Были полностью разрушены постройки заставы, горело стоящее рядом село Болотно, но воины в зеленых фуражках стояли насмерть. Ни один раненый, в том числе и я, с поля боя не ушел. Примером мужества и героизма был начальник заставы лейтенант Сергей Малтыз. На шестые сутки войны, по приказу начальника пограничной комендатуры мы вышли из окружения, влились в состав родного 24-го пограничного отряда (полка) и продолжали вести ожесточенные бои.
Некоторые говорят, даже пишут, что наши войска бежали. Нет! И еще раз говорю — нет! Наши войска — солдаты и офицеры — от немцев не бежали. Они мужественно сражались.
В результате внезапного нападения фашисты оказались в выгодном положении. В первые же часы злодейского нападения было уничтожено много нашего вооружения — танков, артиллерии, самолетов, складов с боеприпасами и оружием. Тем не менее наши солдаты и командиры проявляли невиданное мужество и героизм в защите Родины. Но враг превосходил нас и в технике, и в живой силе. После жестоких боев нам приходилось отходить на новые рубежи и снова вести смертельный бой.
Благодаря героическому труду населения страны, девизу «Все для фронта, все для победы!» мы становились сильнее. 1944 год стал годом решающих побед. В результате десяти последовательных мощных фронтовых ударов Красной Армией была освобождена вся наша территория и полностью восстановлена государственная граница от Баренцева до Черного морей.
Наши войска готовились к новому наступлению: надо было помочь народам Западной Европы освободиться от ига фашизма, оказать помощь армиям Англии и США, которые высадились на территории Франции, и добить фашистского зверя в Берлине. Я был рад, что мне выпала честь принимать участие в выполнении стоящих перед армией и народом задач.
12 января началась Висло-Одерская, а 14 января – Восточно-Прусская войсковые операции. Одновременно развернули наступление наши войска в Чехословакии и Венгрии. Уже к концу января 1944 года войска I Белорусского фронта (маршала Советского Союза Жукова) и I Украинского фронта (маршала Конева) вышли к рекам Нейсе и Одер и захватили крупные плацдармы. До Берлина оставалось 60-70 километров. В этих боях отличилась и наша воинская часть. На знамени ее появился орден Красной Звезды.
После короткого отдыха и подготовки войск Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным была поставлена задача: перейти в наступление, овладеть Берлином, выйти к берегам Эльбы и принудить фашистскую Германию к безоговорочной капитуляции.
16 апреля войска I Белорусского фронта и I Украинского фронта и тремя днями позже войска II Белорусского фронта (маршала Рокоссовского) перешли в наступление, выполняя приказ И.В.Сталина.
Наш полк находился на реке Эльба. 9 мая небо было голубым и чистым. Ярко светило солнце, и вот пришла долгожданная весть: Германия капитулировала! Утро взорвалось общим ликованием. С разных сторон неслись возгласы: «Победа! Ура! Да здравствует наша Родина!» Солдаты, командиры салютуют автоматными очередями, в воздух летят пилотки, бойцы пляшут, обнимаются. Некоторые от нахлынувших чувств плачут, не смущаясь и не вытирая счастливых слез. Ведь пришла Великая Победа! Долгожданная, выстраданная, оплаченная миллионами жизней.
Неунывающий Костя Кулькин, растянув меха баяна, заиграл плясовую. И такие начались танцы! Плясали солдаты, офицеры. Казалось, плясали и небо, и земля.
— А ну, давай «Яблочко»! Сыграй украинский гопак! — просили победители. И баянист играл, играл… Вот его взгляд остановился на солдатах Ахмедове и Бочарошвили. Озорно сверкнув глазами, Кулькин «выдал» «лезгинку». Парни, словно орлы, раскинув руки, кружились в танце на берегу реки Эльба. Вожак комсомола Вася Хейло со словами «Асса! Асса!» ворвался в круг плясунов. За ним все солдаты и офицеры полка пустились в пляс. Слабый ветерок далеко уносил звуки зажигательной «лезгинки», радостные возгласы «Асса!». А на другом берегу Эльбы стояли американские солдаты и бурно хлопали в ладоши, разделяя великую радость праздника Победы.
На другой день у меня родилось еще не совсем совершенное стихотворение «Лезгинка» на Эльбе». Вот оно:
Долгожданная победа,
Долгожданная весна —
Прошагали мы полсвета,
Чтобы выжила страна.
По равнинам, по болотам
С ношею и налегке
Шла советская пехота
К дальней вражеской реке.
И сейчас, в начале мая,
Возле Эльбы в двух шагах
Костя Кулькин нам играет,
Лихо растянув меха.
Кто-то пляшет, кто-то плачет…
Шибче «Яблочко» звени!
Всем нам выпала удача
Быть живыми в эти дни.
Кто «Камаринскую» просит,
Кто желает гопака…
И мелодии уносит
По течению река.
Все собрались по старинке
На поляне в тесный круг.
— Не забудьте про «лезгинку»,
-Крикнул Вася Хейло вдруг.
— Асса! Асса! Засверкали
Юной удалью глаза,
И запрыгали медали
В ритме бешеном — «Асса!».
Лейтенант Бочарошвили
И Ахмедов, рядовой,
Соколами закружили
Над немецкою рекой.
И, подхваченная ветром,
Музыка умчалась вдаль…
День Победы, День Победы!
Наша радость и печаль.