Визит, дающий надежду

 Не секрет, что в течение ряда лет наш город подвергался дискриминационному отношению со стороны республиканского руководства. Несмотря на то, что основная часть налогов республики собиралась именно в столице республики, Махачкала была самым недофинансированным городом Дагестана. На фоне быстро растущего населения, финансирование из республиканского бюджета оставалось недопустимо низким, что оказало разрушающее воздействие на инфраструктуру города, сдерживало экономический прогресс города, подрывало социально-политическую стабильность. Визит Президента Республики Дагестан в Администрацию Махачкалы позволяет махачкалинцам надеться на то, что прежнее — несправедливое и предвзятое отношение к нуждам столицы осталось в прошлом.
Во вступительном слове, а позднее – в своем выступлении Глава Администрации города Махачкалы Саид Амиров отметил:
«Сегодня в Махачкалинском муниципалитете мы начинаем значимое и важное мероприятие – собрание актива Махачкалы, посвященное встрече с Президентом Дагестана Магомедсаламом Магамедалиевичем Магомедовым. В работе собрания актива города принимают участие заместители председателя Правительства Республики Дагестан, министры, руководители управлений Президента и комитетов Правительства, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан от Махачкалы, представители общественности и средств массовой информации.
Разрешите мне от имени Администрации, городского Собрания и жителей Махачкалы сердечно приветствовать Президента Республики Дагестан и всех участников встречи и пожелать плодотворной работы нашему Собранию.
На повестке дня Собрания актива города один вопрос – «О социально-экономическом развитии г. Махачкалы»…
После создания Северо-Кавказского федерального округа и смены руководства Республики Дагестан появилась надежда, что проблемам г. Махачкалы будет уделяться необходимое внимание.
До рассмотрения ряда вопросов, на которые должно обратить особое внимание руководство республики, хотелось бы также подчеркнуть и выделить то, что сделано махачкалинцами за прошлые годы.
Вы все знаете, каким был город десять лет назад. Сегодня он неузнаваемо изменился. Не было таких въездных магистралей и проспектов. За прошедшие годы реконструировано с полной заменой инженерных коммуникаций, расширением проезжей части и заменой дорожного покрытия более 35 главных транспортных артерий города.
За 9 месяцев построен путепровод длиной 514 метров. Только за последние три года мы преобразовали улицы Ярагского, Гамидова, Танкаева, Гагарина. В городе реконструированы площади, скверы, бульвары, парки с размещением аттракционов, введены в строй современные кинотеатры, культурно-развлекательные центры, каких не было ранее.
Проделана большая работа по линии развития инфраструктуры жизнеобеспечения. Построены новое водохранилище и очистные сооружения водоснабжения, водоводы, канализационные сети, трансформаторные пункты и линии электропередач. Особо следует подчеркнуть строительство подземного тоннельного канализационного коллектора, который будет собирать и подавать все стоки города к очистным сооружениям за городом Каспийск, чтобы предотвратить загрязнение Каспия и побережья. Инфраструктура расширяется с расчетом на город с миллионным населением.
Введено в строй более 20 объектов социального назначения – это школы, поликлиники, родильный дом с женской консультацией, реабилитационные центры, клубы и спортзалы. В Махачкале формируется современная городская среда, в этом Администрации огромную помощь оказывают предпринимательские структуры и горожане.
Столица Дагестана стала одним из самых динамично развивающихся городов России, за последние 20 лет население города удвоилось. Это порождает проблемы, связанные с обеспечением города необходимыми ресурсами для решения вопросов жизнеобеспечения, социальной сферы и экономики.
В этой связи Администрация г.Махачкалы и городское Собрание подготовили Программу социально-экономического развития города на 2011-2015 годы. В программе учтены возможности и резервы города, его бюджета, роста экономики, влияние производственной и деловой инфраструктуры на благоустройство и обновление города, вклад бизнеса и населения в развитие городской среды.
Естественно, в Программе учтено, что местный бюджет несет ответственность за содержание объектов социальной и коммунальной сферы, их ремонт и благоустройство территорий.
Однако без существенной помощи республиканского и федерального бюджетов трудно будет разрешить накопившиеся проблемы, связанные с динамикой роста столицы и износом её инфраструктуры, отставанием по нормам обеспеченности растущего населения социальными объектами. Город испытывает острую нехватку в школах, детских садах, поликлиниках, больницах и в других объектах социально-культурной сферы.
В программе дан анализ итогов развития города за прошлый год, его вклада в социально-экономическое развитие республики, бюджетной обеспеченности в пересчете на одного жителя, нуждаемости в объектах социального назначения по установленным нормам.
О сложившейся ситуации по обеспеченности столицы Дагестана социальными объектами и по вопросам развития инфраструктуры жизнеобеспечения Президент РД М.М.Магомедов доложил Президенту РФ
Д.А. Медведеву. Руководство Российской Федерации с пониманием отнеслось к этим вопросам и дало соответствующие указания ведомствам.
Вместе с этим есть вопросы, которые необходимо безотлагательно решать на федеральном и региональном уровне, учитывая значение Махачкалы для жизни всей республики и её вклад в экономику и социально-культурное развитие.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Бюджетная обеспеченность.
По предварительным данным Росстата в 2010 году в Махачкале проживает 700 тыс. человек, хотя официально принята цифра 558 тыс. населения по данным переписи 2002 года. Исходя из этой заниженной официальной цифры, в пересчете на одного жителя расходная часть бюджета столицы составляет 7580 рублей. В других 9 городах республики примерно числится такое же количество жителей, что и в Махачкале – 575 тысяч человек. Расходная часть бюджета этих 9 городов в перерасчете на одного жителя составляет 12600 рублей. Получается, что на одного жителя в столице Дагестана из бюджета расходуется на 5 тысяч рублей меньше, чем расходуется на одного человека в других городах.
К примеру, бюджетные расходы городов Ставрополя и Краснодара в пересчете на одного человека составляют около 15 тыс. руб.
По сведениям Росстата об исполнении бюджета муниципальных образований за 2009 год, расходы г.Махачкалы по статье жилищно-коммунальное хозяйство составляют 1022,5 млн руб., расходы остальных 9 городов с таким же числом населения составляют 2750 млн руб., или в 2,7 раза больше, чем в г.Махачкале. По статье социально-культурные мероприятия другим городам также выделяется в 1,5 раза больше денежных средств в пересчете на одного человека. По статье общегосударственные вопросы расходы Махачкалы составляют 232 млн руб., а остальных 9 городов – 294 млн руб.
Несмотря на то, что на содержание городской среды и инфраструктуры столицы, испытывающей большие перегрузки, требуется больше средств, чем для малых городов, Махачкала просит хотя бы уравнять её в бюджетной обеспеченности с другими городами и не ущемлять махачкалинцев.
Сегодня не нужно доказывать, что для столицы республики, где пресекаются судьбы всех дагестанцев, которая является административным, культурным и деловым центром, требуется больше расходов. Город просит устранить неравенство в бюджетной обеспеченности, установленное прежним руководством республики.
В 2009 году во все уровни бюджета по г.Махачкале собрано налогов 11,9 млрд руб., в том числе: на федеральный уровень перечислено 5,3 млрд руб., из которых в федеральный бюджет – 2,3 млрд руб., во внебюджетные фонды РФ – 3,0 млрд руб.; в консолидированный бюджет республики – 4,6 млрд руб.; в муниципальный бюджет поступило собственных доходов около 2,0 млрд руб.
2. Принятие к рассмотрению Программы социально-экономического развития г.Махачкалы при формировании бюджетов республики и города.
При формировании бюджета республики на 2011 год и последующие годы город просит учесть представленную программу социально-экономического развития Махачкалы на 2011-2015 годы и добиваться финансирования её мероприятий по линии программ Республики Дагестан, Северо-Кавказского округа и федерального бюджета.
Обеспеченность города Махачкалы образовательными учреждениями, школами и детскими садами в целом составляет около 50% при учете норм на 558 тыс. населения. Такая же ситуация и с лечебно-поликлиническими учреждениями. Город нуждается в 18 типовых школах по 1000 мест, 60 детских садах по 250 мест и 11 объектах медицинского назначения: больницах, поликлиниках, роддомах, женских консультациях.
Эти объекты нами включены в Программу социально-экономического развития г.Махачкалы на 2011-2015 гг.
3. Проблема строительства и реконструкции дорожной сети г.Махачкалы.
В столице Дагестана острой остается проблема капитального ремонта и реконструкции многих центральных улиц и магистралей.
Двадцать пять улиц города общей протяженностью более 50 км уже не подлежат текущему ремонту, требуется их срочная реконструкция с полной заменой дорожного полотна, подземных коммуникаций и расширением проезжей части.
Без помощи республики город собственными средствами эту проблему не сможет разрешить в ближайшей перспективе.
В то же время городом самостоятельно проводится большая работа по благоустройству, в том числе с привлечением средств населения и предпринимателей на основе партнерства. Затраты городского бюджета на эти цели с 2005 по 2009 годы составили 3 млрд 967 млн рублей, а затраты частного порядка – более 670 млн рублей, при этом благоустроено около 9 600 объектов. С 2011 по 2015 годы планируется задействовать на эти цели частные средства в объеме более 740 млн руб. и благоустроить территории около 15 000 объектов города.
4. Обустройство территорий новых жилых микрорайонов на территориях бывших садоводческих обществ.
В Махачкале 43 садоводческих товарищества переведены в жилые микрорайоны города. Здесь необходимо проложить 120 км дорог с твердым покрытием, 60 км магистральных водоводов, 60 км линий канализации и 30 км ливневых отводов, провести реконструкцию и расширение сетей электроснабжения и газоснабжения. Городу надо помочь в устройстве новых микрорайонов и создании системы жизнеобеспечения на территориях бывших садоводческих обществ.
5. Расширение русел рек Тарнаирка и Талгинка, их инженерное обустройство.
В последние годы в г.Махачкале часто возникают чрезвычайные ситуации, связанные с наводнениями.
Через территорию г.Махачкалы проходят русла двух рек – Талгинки и Тарнаирки, вытекающих из горных ущелий. Вследствие изменения режима осадков за последнее время, когда наблюдаются продолжительные ливневые дожди, эти реки выходят из берегов и затапливают обширные территории в юго-восточной и северной частях города, в каждой из которых проживает по 100 тысяч человек.
Для предотвращения наводнений требуется увеличение пропускной способности русел этих рек и их инженерное обустройство в соответствии с современными требованиями к городской среде, Талгинки – от Южного поста ГАИ до берега моря, Тарнаирки – от Тарнаирской балки южнее Новой автостанции до берега моря в Махачкале-1. Общая протяженность обоих русел – 22,5 км. Для решения этого вопроса необходима срочная помощь, так как речь идет о страданиях людей от постоянных наводнений.
6. Поддержка электрического транспорта в г.Махачкале.
Это экологически чистый транспорт, который обслуживает наименее социально-незащищенные слои населения.
Город строит троллейбусную линию до г.Каспийска и реконструирует контактные линии по основным магистралям. Несмотря на принимаемые меры, этот вид транспорта является убыточным и дотационным. Для его нормального функционирования ежегодно необходимо учитывать в бюджете Республики Дагестан 40 млн рублей.
7. Размещение в Махачкале крупных производств.
Махачкала – один из 36 крупных городов России, имеет тенденцию к превращению в мегаполис. Структура экономики представлена небольшими предприятиями, имеется большой перекос в сторону торговли, общепита и службы сервиса (производство услуг), собственно доля производственной составляющей экономики незначительная, мало крупных предприятий и предприятий, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Такая структура ведет в конечном итоге к отставанию столицы и республики от развитых регионов. Учитывая все уровни бюджета, налоговый потенциал республики в пересчете на одного жителя – 6 тыс. руб., г.Махачкалы – 21 тыс. руб., Нижегородской области – 40 тыс. руб., г.Краснодара – 70 тыс. руб.
Для преодоления отставания нам необходимо разместить в Махачкале крупные производства (от 5 до 10 тысяч рабочих мест). Инфраструктурные издержки для размещения крупных производств в Дагестане в два раза ниже, чем в северных регионах России. Необходимо подчеркнуть возможность использования площадей бывших предприятий Военно-промышленного комплекса для размещения современных высокотехнологичных производств. Просим в стратегии развития республики учесть это.
Учитывая прошлый опыт функционирования Военно-промышленного комплекса в Дагестане и трудовые ресурсы Махачкалы, можно выбрать следующие направления: машиностроение, электроника, производство технологического оборудования, легкая промышленность (швейное производство и производство обуви), пищевая промышленность, производство строительных материалов, которые способны конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Фонд развития республики необходимо направить на поддержку перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих максимальную отдачу.
Махачкала продвигает проекты по строительству города-спутника столицы Дагестана, где будет занято 1000 иностранных и более 3000 местных рабочих и специалистов, а также по размещению крупного завода по переработке твердых бытовых и промышленных отходов, Руководство РД оказывает содействие в этом направлении. Кроме этого, город сегодня готов представить более десяти инвестиционных площадок для размещения производств.
8. Об обеспечении представительства населения города Махачкалы в Народном Собрании Республики Дагестан.
По предварительным данным Росстата по РД, в настоящее время численность населения Махачкалы, как было сказано, составляет 700 тысяч человек, то есть более 25% от населения республики. Для г.Махачкалы в НС РД выделены всего 3 мандата, вместо 18 – пропорционально числу избирателей. То есть один депутат от г.Махачкалы представляет 90 тыс. избирателей, тогда как от других районов в НС РД прошли депутаты, за которых проголосовало менее 5 тыс. человек.
Город просит обеспечить справедливость и соблюдение фундаментальных демократических принципов равного избирательного права и пропорционального представительства, соответствующего числу поданных голосов (Федеральный закон №67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Развил некоторые тезисы, содержащиеся в выступлении Главы Махачкалы, руководитель администрации Ленинского района Зулумхан Садулаев.
Он, в частности, отметил, что ситуация с хроническим недофинансированием Махачкалы заставляет вспомнить негативный опыт 1999 года, когда массовые задержки зарплат, пенсий, пособий создавали нездоровый ажиотаж среди простых граждан, на чем сыграл агрессор, который использовал привлекательные лозунги о справедливости.
Сегодня Махачкала быстро и динамично развивается. Несомненно, надо ожидать и дальнейшего роста населения города.
К тому же нередко и природа преподносит «сюрпризы». Как, в частности, последствия прошедших осенью и зимой проливных дождей. В результате река Талгинка, по руслу которой идет сброс вод с Карабудахкентского и Буйнакского районов, показала свой агрессивный нрав. Для ликвидации последствий этой стихии были мобилизованы все силы города. Удалось предотвратить огромный ущерб, хотя и значительная часть имущества была выведена из строя.
Махачкала – важнейшая часть Дагестана, экономический мотор республики. И поэтому несправедливо, что огромные средства получают другие муниципалитеты, которые нередко даже не в состоянии освоить их или элементарно разбазаривают. Вместе с тем в отдельных муниципалитетах даже при отрицательной демографии продолжается строительство школ и детских садов. В то время как Махачкале средств не хватает для обеспечения первоочередных, самых необходимых нужд.
Также по вопросам социально-экономического развития города Махачкалы выступили депутат НС РД Газимагомед Абдуллаев, гендиректор строительной компании «Столица» Абдулнасыр Кадыров, директор ОАО «завод им. Гаджиева» Абдулвагаб Папалашов, президент Дагестанского государственного института народного хозяйства Гамид Бучаев, заместители Председателя Правительства РД Антонина Идрисова и Ризван Газимагомедов, министр экономики РД Марат Ильясов.
Депутат Народного Собрания Республики Дагестан Газимагомед Абдуллаев отметил, что вследствие миграции населения и хронического недофинансирования города сегодня в Махачкале не хватает 18 тысяч мест в школах, и 22 тысячи мест — в детских садах.
Сегодня существующая инфраструктура Махачкалы колоссально перегружена.
Подобное отношение к Махачкале лишено всякой логики.
Махачкала – молодежный город. И это также требует проведения определенной политики, для реализации которой опять же нужны средства…
К сожалению, для определенного класса людей нормой стало нарушение установленных правил и требований, в том числе – в дорожном движении. Потому надо реализовать программу «Безопасный город» которая позволит вести тотальный контроль посредством видеокамер. Абдулнасыр Кадыров, руководитель строительной фирмы «Столица», отметил важность поддержки на уровне республики строительного бизнеса.
Причина нашей нестабильной социально-политической обстановки не в богословских спорах и не в происках заграницы, а в социальном неравенстве.
Если всем дагестанцам будут обеспечены жилье и работа – через год-два забудутся все нынешние вооруженные конфликты.
Только за прошлый год население инвестировало в строительство 15 млрд рублей. Это – реальный сектор экономики, который можно легко отслеживать в доходах и налогах. При этом нам надо строить не 1 млн кв.м. жилья, как сейчас, а в три раза больше.
Потому надо больше внимания оказать бизнес-сообществу.
Директор ОАО «завод им.
Гаджиева» Абдулвагаб Папалашов отметил позитивную динамику в развитии машиностроительной отрасли.
Президент Дагестанского государственного института народного хозяйства Гамид Бучаев отметил, что необходимо поддерживать темпы развития Махачкалы. При том, что столица республики остро нуждается в средствах на развитие инфраструктуры, до сих пор имели место факты дорогого, но неэффективного инвестирования.
Заместитель Председателя Правительства РД Антонина Идрисова пыталась как-то обосновать существующую несправедливую методику расчета бюджетных дотаций, в результате которой страдают интересы Махачкалы. Однако ее выступление выглядело неубедительно.
Заместитель Председателя Правительства РД Ризван Газимагомедов признал факт несправедливости и диспропорций в распределении бюджета. Особенно — в сравнении с избыточностью финансирования Избербаша.
Министр экономики РД Марат Ильясов отметил, что активно идет работа, и министерство участвует в доработке Программы социально-экономического развития Махачкалы.
В своем выступлении Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов особо подчеркнул значимость Махачкалы для успеха экономических преобразований в Дагестане и обещал оказать необходимое содействие для более адекватного и справедливого учета интереса города. Он, в частности, сказал:
«Уважаемый Саид Джапарович, уважаемые члены городского актива, уважаемые махачкалинцы.
Для меня встреча с активом города имеет очень важное значение. Махачкала, как было правильно сказано здесь, – это не город, который живет сам по себе, это столица нашей республики, столица всех дагестанцев. Здесь проживает более четверти населения Дагестана. В Махачкале сосредоточены основные административные, финансовые, производственные, научные, образовательные ресурсы нашей республики, потенциал учреждений культуры, искусства. Здесь действует более 400 предприятий различных форм собственности, среди которых наиболее крупные предприятия машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности. Работают 260 бюджетных учреждений, 20 научно-исследовательских институтов, 6 государственных высших учебных заведений, 60 общеобразовательных школ.
Процессы обновления и модернизации Дагестана не могут происходить без Махачкалы. Они должны начинаться именно здесь – в столице нашей республики.
Махачкала уже сегодня является крупнейшим административным, научным и экономическим центром на Юге России.
Я приведу цифры, которые показывают, что означает город Махачкала для республики. Доля Махачкалы в основных социально-экономических показателях республики очень значительна. Так, в объеме промышленного производства доля города составляет 26 %, в инвестициях в основной капитал – 33%, в строительстве – 61 %, в обороте розничной торговли – 53%, в объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РД – 32%, в объеме платных услуг населению – 62%.
Это главный вклад в развитие республики, ее экономики и решение социальных проблем. Именно Махачкала должна быть оплотом и основным ядром нашего обновления и движения вперед.
Это, безусловно, накладывает на руководство Дагестана, города, всех нас, махачкалинцев, большую ответственность. Нам не удастся добиться изменений к лучшему, если мы не сумеем сделать это здесь, в Махачкале.
Именно поэтому на встрече с Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым мы поставили вопрос о необходимости реконструкции жилищно-коммунальной сферы г. Махачкалы, строительства объектов социального значения. Президент России знает наши проблемы, им даны поручения соответствующим министерствам. Хорошо знает ситуацию, которая складывается в г. Махачкале, заместитель Председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Геннадьевич Хлопонин. На встречах с депутатами и в отдельных беседах до него были доведены проблемы, существующие в Махачкале. А.Хлопонин взялся за решение этих проблем. Могу сказать, что при формировании Стратегии социально-экономического развития СКФО в той части, которая касается Республики Дагестан, вопросы г. Махачкалы находят адекватное отражение. Я очень рассчитываю на Стратегию, которая разрабатывается для всего округа. Там хорошо понимают роль и значение Дагестана для Северо-Кавказского федерального округа, и значение Махачкалы для нашей республики. Думаю, что в Стратегии многие наши проблемы найдут не только отражение, но и решение.
Мы видим, что город растет, происходят активные миграционные процессы. Столица притягивает новые человеческие, финансовые ресурсы. Несмотря на экономический кризис, растет и налоговый потенциал города. На сегодняшний день Махачкала фактически является единственным муниципалитетом, который обеспечивает свои расходные потребности за счет собственных доходов. Это говорит о большой работе махачкалинцев, и о проделанной руководством города во главе с Саидом Джапаровичем Амировым работе.
Необходимо и дальше не сбавлять набранных темпов, развивать экономику, социальную сферу города, работать еще более эффективно, быть более самостоятельными и инициативными в решении собственных проблем. На это меня нацеливает и руководство страны. Хочу еще раз повторить, уважаемые махачкалинцы: нельзя все время ходить с протянутой рукой, нельзя быть иждивенцами. Конечно, мы не по своей воле, а в силу объективных и субъективных причин оказались в нынешней ситуации.
Никто не отказывается от помощи, которая должна оказываться республике, и мы, в свою очередь, не отказываемся от предоставления помощи городу. Всегда надо поддерживать тех, кто проявляет инициативу, показывает пример работы. Но сегодня я больше услышал о проблемах, о том, чем должна республиканская власть помочь городу. Это, конечно, правильно. Проблемы города – это проблемы республики. Мы будем заниматься ими. Но сегодня я услышал мало конструктива о том, какие есть перспективные проекты, наработки, которые позволят значительно увеличить налоговый потенциал, что, в свою очередь, позволит решить многие социальные проблемы. Над этим надо работать.
Саид Джапарович представил на рассмотрение Программу социально-экономического развития г.Махачкалы. Думаю, что это хорошая программа.
Наверное, это и есть тот путь, по которому город будет развиваться ближайшие пять лет. Реализация Программы позволит нам, махачкалинцам, через некоторое время сказать, что многие наши вопросы решены.
Я внимательно выслушал доклад Главы города Махачкалы Саида Джапаровича Амирова, все выступления, изучил вашу записку о наиболее серьезных проблемах города и сейчас хотел бы высказать свое понимание поставленных вопросов и предложений по их решению. Все предложения не останутся без внимания и будут рассмотрены в рабочем порядке. Остановлюсь на наиболее значимых.
Так, говорилось о необходимости увеличения бюджетной обеспеченности города.
Действительно, при расчетах расходы местного бюджета на одного жителя города Махачкалы оказываются меньше, чем в других муниципалитетах. На самом деле, объемы дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований рассчитываются на основе единых для всех методик, утвержденных законами республики.
Я считаю, что администрация Махачкалы справедливо ставит вопрос об изменении методики расчета объема дотации в целях «резервирования» в бюджете республики соответствующей суммы средств, необходимой для решения проблем города. Справедливо потому, что об этом говорят и другие города и районы республики.
Это касается не только методики по бюджетной обеспеченности, но и вопросов формирования инвестиционной программы республики. Не должно быть так: этот глава мне нравится больше, давайте ему дадим больше, а этот мне не нравится, значит, ему ничего не дадим. Будет по-другому. Все вопросы будут решаться публично и объективно. Методика была разработана для того, чтобы в этом процессе не было субъективизма. Должен быть единый, понятный, ясный подход, который позволял бы объективно решать проблемы каждого муниципалитета. Безусловно, г. Махачкала – это не обычное муниципальное образование. Считаю, что Правительству РД необходимо пересмотреть данную методику, предусмотрев в ней дополнительный коэффициент, учитывающий статус г. Махачкалы. В ближайшее время соответствующий законопроект должен быть подготовлен.
Другая группа вопросов, которая была отмечена многими выступающими, – это обеспеченность населения города объектами социального назначения. В Махачкале, как и во многих других муниципалитетах, действительно, эти вопросы стоят остро. В республике нет ни одного города или района, где достаточное количество школ, больниц, спортзалов, детских садов.
Понятна озабоченность Махачкалы этим вопросом. Но и вы должны понимать, что возможности республиканского бюджета не позволяют удовлетворить в полной мере все эти запросы. Я не согласен, что в первую очередь эти проблемы надо решать в г. Махачкале. Это мое твердое мнение. Любой ребенок имеет права на получение образования, воспитания, и те, кто живет в горах, предгорьях, даже если их несколько человек, и те, кто проживает в г. Махачкале.
В настоящее время общий объем Республиканской инвестиционной программы не превышает 4,8 млрд рублей. Вы просите при формировании республиканского бюджета учитывать проект пятилетней городской программы, в которой стоимость строительства только одних объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта составляет ежегодно в среднем около 5,8 млрд рублей. Это невозможно, нереально. Эти объемы перекрывают возможности всей республиканской инвестиционной программы, и, к сожалению, не могут быть профинансированы в таких суммах.
Все заявки по вопросам развития социальной инфраструктуры от всех глав городов и районов республики будут собраны и направлены Президенту России. Конечно, если Федеральный центр выделит необходимые финансовые средства, то они будут распределены между городами и районами республики. В противном случае будем исходить из существующих реалий. Если обобщить все заявки, то нам потребуется около 70 млрд рублей только на реализацию инвестиционных программ, строительство объектов здравоохранения и образования. Надо быть реалистом. Этих денег у нас нет. Если будет принята федеральная целевая программа по Республике Дагестан и в Стратегии СКФО будут определены необходимые финансовые средства, то мы обязательно сделаем так, чтобы, в первую очередь, г. Махачкала, а также другие города и районы смогли бы удовлетворить свои заявки.
Понятно, что выделяемые Махачкале в рамках республиканской инвестиционной программы средства несопоставимо малы по сравнению с теми задачами, которые сегодня необходимо решать в городе. Понимая потребность города, особенно в учреждениях здравоохранения, считаю целесообразным определиться с приоритетными объектами, которые следует построить в ближайшей перспективе.
Думаю, что в первую очередь нужно завершить строящиеся объекты, реконструкцию и строительство трех школ, автодороги Махачкала — Каспийск и других объектов, объем остаточной стоимости по которым сейчас превышает 700 млн рублей. Не нужно создавать «долгострои», начиная большое количество новых объектов.
В этой связи Правительством РД будут приняты меры по включению этих объектов в Стратегию для завершения их строительства.
Что касается вопросов поддержки электрического транспорта. Об этом много говорилось. Я думаю, что надо либо передать его на баланс республики и тогда выделять дотации. Если электрический транспорт будет оставлен на балансе г. Махачкалы, то мы будем оказывать дополнительную поддержку троллейбусному управлению города. Этот вид транспорта необходим для поддержки малообеспеченной категории граждан, и мы его сохраним.
На прошедшем недавно заседании Президентского совета Республики Дагестан мы говорили о внешнем облике наших городов, населенных пунктов, о необходимости их благоустройства. Для города Махачкалы как столицы республики это особенно актуально и важно. Администрацией города проводится значительная работа по благоустройству и развитию инженерной инфраструктуры города. Реализуется программа развития и модернизации сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Имеются инициативы по строительству мусороперерабатывающего завода, города-спутника «Лазурный берег», который может стать украшением республики…
Инфраструктурные проблемы города, пожалуй, являются наиболее сложными. Учитывая статус Махачкалы как административной столицы республики, мы готовы оказать помощь в строительстве и реконструкции дорожной сети. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета городу было выделено 186,6 млн рублей, однако с 2010 года федеральные средства на эти цели не предусматриваются, что серьезным образом осложняет решение задачи.
Считаю, что, несмотря на отсутствие федеральных средств, республика может рассмотреть возможность софинансирования этих расходов из своего бюджета при условии, что половина данных средств будет обеспечена за счет местного бюджета. Речь идет, прежде всего, о первоочередных и имеющих особую значимость объектах дорожной инфраструктуры Махачкалы. Поручаю Правительству совместно с администрацией города уточнить объемы и проработать возможность включения этих расходов в республиканский бюджет, начиная со следующего года.
Серьезную озабоченность вызывает состояние городского автотранспортного движения. Уже сейчас ситуация критическая, в час-пик движение блокируется многочисленными пробками, во многом из-за того, что в городе не предусмотрены места для стоянок автомобилей, так как этого требует Градостроительный кодекс.
Очевидно, что в концепции развития инфраструктуры города не все учтено и продумано. Генплан города был разработан достаточно давно без учета входящих в него в настоящее время населенных пунктов и в определенной степени потерял свою актуальность. Очевидно, этот документ нуждается в серьезной корректировке так же, как и подходы к его реализации. Думаю, руководство города работает над этим. Не должно быть в городе неконтролируемых застроек. Темпы развития жилищного строительства, то, чем мы гордимся, не должны значительно опережать темпы развития коммунальных и электрических сетей. Все должно развиваться гармонично. Тогда у нас не будет техногенных аварий и отключений.
Архитектурный облик города должен становиться лучше. Прошел период хаотичных застроек. В последнее время много делается в этом направлении, и в городе можно увидеть красивые, интересные проекты. Вопрос пока стоит остро. Думаю, что используются не все возможности программы, которые реализуются через Фонд содействия реформированию ЖКХ РФ, связанные с капитальным ремонтом, переселением жителей города Махачкалы из ветхого и аварийного жилья. Мы постараемся при реализации этой программы максимально учесть потребности города.
В городе много хорошего, много достижений. Мне понравилось, что в настоящее время Махачкала располагает такими крупными современными предприятиями, как НИИ «Сапфир» и ОАО «Авиаагрегат». Это хороший пример того, как в условиях кризиса, когда рушатся все наработанные экономические, технологические, организационные связи, за счет правильной организации работы, производства идти в ногу с рынком. Это позволяет предприятиям не только остаться на плаву, но и добиться хороших результатов – производить конкурентоспособную продукцию, которая востребована по всей республике и в других регионах нашей страны. Я рад, что работники НИИ «Сапфир» за прошлый год в 2,5 раза увеличили производство, достигнув объемов в 1 млрд рублей. На предприятии ОАО «Авиаагрегат» совместно с китайскими партнерами в настоящее время ведется работа по созданию сборочного производства автомобилей на сумму 460 млн долларов.
Мы готовы поддерживать предпринимателей. Это такие формы поддержки, как субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление налоговых льгот, поддержка инновационных проектов. Мы создадим необходимые условия в республике для того, чтобы наши предприятия имели возможность развиваться. Но поиск заказов или рынков сбыта – это ваши функции. Рынок диктует свои законы, и здесь невозможно государственное вмешательство.
Обратите внимание на цифры, которые говорят о вкладе города в развитие республики. Так, в строительстве доля города составляет 61 %, в обороте розничной торговли – 53 %, в объеме платных услуг населению – 62%. Это великолепно, это большие достижения. О чем еще это говорит? О том, что те самые жители городов и районов приезжают в Махачкалу не для того, чтобы здесь что-то испортить. Они покупают здесь продукты, одежду, мебель и т.д. Так же они покупают здесь квартиры, инвестируя именно в Махачкалу. Нельзя считать, что люди приехали в город, и от этого махачкалинцам плохо. Наоборот. Эти деньги остаются в нашем городе, в нашей столице. В этом смысле Махачкала как и является столицей нашей республики, так же и пользуется всеми средствами, которые есть у дагестанцев. Задача состоит в том, чтобы правильно использовать этот потенциал. Задача города, республики – сделать так, чтобы эти плюсы, которые заключены в столичном статусе нашего города, работали не на каких-то частных людей, а приносили пользу городу в целом. Надо, чтобы доходы и от торговли, и от строительства, и от оказания платных услуг, которыми пользуются не только город Махачкала, но и вся республика, поступали в бюджет города. В этом плане ресурс всего 2,5-миллионного Дагестана работает на Махачкалу.
Много было сказано по малому и среднему предпринимательству. Я очень рад, что мои слова подтверждаются фактами. Безусловно, нужны крупные предприятия, нужно продвигать хорошие инвестиционные проекты. Но иногда приходится тянуть эти крупные предприятия, как говорится, «за уши». Малый бизнес и средний бизнес сам находит себе дорогу.
Поступления от предпринимательской деятельности за 2009 год превысили 660 млн рублей, или около 17% от доходной части местного бюджета. Около 33 тыс. (20%) человек работают на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Считаю, что Администрации города наряду с разработкой инвестиционных проектов по размещению крупных производств следует оказывать содействие развитию малого и среднего бизнеса, который связан с конкретной территорией и является естественным партнером местного самоуправления.
В зале присутствуют представители Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства, который будет оказывать содействие и поддержку органам местного самоуправления в разработке нормативно-правовой базы и поддержку предпринимательства через кредитование.
В Махачкале, как и в республике в целом, темпы роста основных показателей хорошие, на протяжении нескольких лет наблюдается положительная динамика. Это если говорить о «сухих» цифрах. Но реального развития, улучшения жизни, реального прогресса в решении социально-экономических задач, к сожалению, нет. Для нас же важно не по статистике, к которой есть много вопросов, а на деле успешно развивать наши территории, в том числе город Махачкалу, и через эти территории, через города и районы стать реально развивающимся и социально благополучным регионом.
Важно пересмотреть подходы, научиться активно использовать собственные возможности и резервы. Особые надежды, безусловно, мы связываем с Махачкалой, которая является территорией экономического роста и должна стать локомотивом экономического развития Дагестана. Именно такую роль я вижу для нашей столицы.
Еще раз хочу сказать, что мы будем идти нога в ногу с городом, у нас нет никаких противоречий, тем более не может быть и противостояний. Есть только общее желание быть полезным для дагестанского народа, махачкалинцев. Проблемы города – это проблемы республики. Есть много проблем в республике, Махачкала должна самым деятельным образом участвовать в их решении. У нас единая команда, одна единая цель. Я уверен, что с активом Махачкалы, во главе с таким авторитетным и деятельным руководителем, как Саид Джапарович Амиров, совместными усилиями бизнеса, всех махачкалинцев, нам удастся успешно справиться с проблемами города и сделать его современным, благоустроенным, безопасным и комфортным – самым лучшим городом не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа и Юга России».
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам