В середине позапрошлого века трудовые массы европейских народов, чаяния которых выражала протестная интеллигенция, представляемая учеными деятелями вроде Маркса, Энгельса и их соратников, действительно «вопили» о социальной справедливости и классовом равенстве. Вот почему тогда был востребован «призрак коммунизма», который через семь десятилетий материализовался в России после большевистской революции. По истечении еще стольких же лет коммунизм в нашей стране дематериализовался, оставив после себя ощутимый вакуум в раздираемом противоречиями дикого капитализма российском обществе.
Чтобы восполнить этот вакуум и духовно оздоровить явно подверженный нравственному разложению социум, нынче востребован другой призрак, а именно призрак Льва Толстого. Постараюсь пояснить почему. Яснополянского старца не совсем поняли и почти не приняли в императорской России по причине того, что он на столетие опередил свое время. Теперь же это столетие как раз прошло и, перефразируя классиков марксизма-ленинизма, можно смело сказать: «Призрак бродит по России. Призрак Льва Толстого».
Обратите внимание: Иисуса Христа поначалу тоже не поняли и не приняли в Римской империи, а спустя сто лет он как раз оказался «к месту» в духовно обнищалом обществе.
Такова судьба пророков, которых «в отечестве не бывает». Они только потом, когда общество, нуждаясь в духовных лидерах, дорастает до их уровня, оказываются не только понятыми, но и востребованными.
Заголовок статьи предполагает переложение учения Л.Н. Толстого на сегодняшнюю социальную ситуацию в России, а это – задача, согласитесь, не из легких.
Учитывая, что для вразумительной и полноценной разработки данной темы потребуются книжные тома, я решил остановиться лишь на проблеме нравственности, ограничившись ее постановкой Толстым только в одном «ужасающе объективном», как писали современные автору критики, произведении – повести «Крейцерова соната».
Нравственные проблемы в семейно-половой сфере, описываемые автором в этой работе, в сегодняшней России настолько обострились, что без их кардинального решения общество обречено оказаться в разлагающей пропасти духовной деградации, что не может не сказаться на состоятельности государства как державы цивилизованной нации.
По свидетельству биографа Л.Н. Толстого Бирюкова П.И., «Крейцерова соната» родилась у писателя, когда он, изучив ряд поступивших писем, послушал бетховенскую сонату, посвященную Крейцеру. Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, которой великий композитор дал имя знаменитого французского скрипача и дирижера немецкого происхождения Рудольфа Крейцера, в свое время наделала в музыкальном мире много шума.
Спустя десятилетия, бетховенская музыка удивительным образом сложилась с «кричащим» содержанием писем, полученных писателем, в результате чего в 1889 году было создано литературное произведение, потрясшее российское общество. В России повесть была запрещена цензурой, однако она появилась на страницах европейских и американских печатных изданий. Интересно, что почтовое ведомство США запретило пересылку газет с текстом «Крейцеровой сонаты».
Герой этого произведения Позднышев, убивший жену и оправданный судом присяжных, шел к своему преступлению годами, все более духовно деградируя, а общество, представители которого в лице присяжных заседателей оправдало очевидного преступника, также постепенно «созревало» для вынесения подобного вердикта.
Этот дворянин, развращенный еще в юношестве сверстниками, тративший бесценные молодые годы в попойках и борделях, смотрел на женщину как на орудие для получения наслаждения, а жена для него к тому же была еще помещичьей собственностью.
С ужасающей откровенностью в «Крейцеровой сонате» показана картина постепенного разложения семейных отношений, результатом чего стала трагическая гибель матери пятерых детей от ножа своего когда-то горячо любимого мужа.
В качестве первопричины происшедшей трагедии вырисовывается нравственно дезориентированная личность человека и отсутствие необходимых духовных устоев в обществе, на которые он мог бы опереться при критической ситуации.
В XIX веке, когда жили автор и его герой, существовали довольно сильные государственные и религиозные институты, наставлявшие подданных Российской империи «на путь истины» и на различных уровнях контролировавшие их поведение, сверяя его с общепринятыми нравственными нормами. Социально-психологическая атмосфера в тогдашнем российском обществе сложилась такая, что честь, достоинство, порядочность, правдивость, джентльменское отношение к женщине и многие другие позитивные качества «были в моде», а их игнорирование влекло за собой весьма отрицательные последствия для «нарушителя» неписаного морального кодекса. Тогда дворянская честь находилась на такой высоте, что проливали кровь, защищая ее, а слово русского купца было эквивалентно предоплате при получении товара в европейских странах. Все эти условия, однако, не могли предотвращать трагедий, подобных той, которая произошла в семье Позднышева.
Если виртуально перенести клон этого героя в Россию XXI века, то он, думаю, оказался бы в гораздо худшей психосоциальной обстановке, чем она была в стране сто лет тому назад. У нас теперь ситуация такова, что она способна породить таких страшных моральных уродов, по сравнению с которыми толстовский персонаж кажется человеком, случайно преступившим закон.
Говоря об этой обстановке, я имею в виду невыносимую негативную атмосферу, создаваемую до пределов коммерциализированными российскими СМИ, и, прежде всего, телевидением, которые в погоне за прибылью норовят вытравить из человеческой личности его позитивный нравственный потенциал. Навязчивая до агрессивности реклама, примитивные до неприличия ток-шоу, разнузданный до садизма секс, доведенное до немыслимой жестокости насилие и прочее, и прочее, что беспрерывным потоком «выливается» на наших граждан, не могут не уродовать их психику, особенно подрастающего поколения.
Когда малые дети говорят слоганами из раздражающей психику рекламы, а подростки играют в игры, составленные на основе насилия и секса, то вряд ли стоит удивляться тому, что мы все чаще слышим о совершении очередных жестоких бессмысленных преступлений, чуть ли не скопированных с экранов ТВ или со страниц печатных изданий. К сожалению, это свидетельствует о том, что такое общество разлагается изнутри и имеет плохую перспективу на процветание.
Легионы продажных проституток и наглых мошенников, шарлатанствующих экстрасенсов и фашиствующих скинхедов возникли не вдруг и не на пустом месте, они вольно или невольно взращены средствами массовых коммуникаций, озабоченными лишь дивидендами, а не моральными издержками своей коммерческой деятельности, в жертву которой приносится все и вся.
На сегодняшний день коммерциализацией оказались охвачены чуть ли не все компоненты общества, не говоря о так называемых хозяйствующих субъектах. Среди них правоохранительные органы и общественные объединения, медицинские и образовательные учреждения, гуманитарные и церковные структуры, а также многие другие. Теперь в Госдуме проталкиваются очередные законопроекты, открывающие перед бизнесом новые возможности в оборонной и муниципальной сферах.
Оказавшись в современной России, Позднышев бы «оторвался по полной программе», тем более что потребительское отношение к телу женщины и насилие по отношению к ней у нас никого не удивляет, в отличие от тех вековой давности времен.
Тогда в той, толстовской России одна только «Крейцерова соната» Бетховена, которую исполнили жена Позднышева с предполагаемым ее любовником, оказала на психику героя повести сильнейшее воздействие. Он говорит: «Страшная вещь эта соната. И вообще страшная вещь музыка, что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она страшно действует. Она действует не возвышающим, не принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка – государственное дело. И это так должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом делал с ними, что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек. А это страшное средство в руках кого попало».
Здесь проблема не в частной судьбе Позднышева, по-особому воспринимающего музыку, гипнотически побудившую его к убийству своей жены, а в том, чтобы «гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек», который может спровоцировать преступное деяние.
Эта проблема актуализировалась нынче в России, где «первый попавшийся безнравственный бизнесмен», заправляющий в масс-медийных средствах, нисколько не интересуется «запахом денег», для него имеет значение лишь их количество.
Лев Николаевич вряд ли предполагал, что проблема нравственности во взаимной связи со средствами ее воспитания, отраженная в «Крейцеровой сонате», через сто лет окажется еще более актуальной на его Родине.
Моя бы воля, я бы обязал российских медиа-магнатов сдавать экзамены по «Крейцеровой сонате» и Бетховена, и Толстого, чтобы они «ведали, что творят» и смотрели на свою деятельность и ее плоды под новым углом зрения. Не помешало бы также включить эти произведения в программы СМИ в качестве периодически исполняемых компонентов, как это делается с набившей всем оскомину рекламой. Может быть, это в какой-то мере способствовало бы нейтрализации негатива, внушаемого нашим гражданам безответственными программами средств массовых коммуникаций.
Приведенные выше слова героя толстовской повести «агитируют» за это, а также свидетельствуют об огромном влиянии, которое оказывает на сознание индивидуума и общества продукция СМИ и индустрии развлечений.
Это, конечно, нереализуемое благое пожелание, я лишь движим желанием обратить на данную проблему общественное внимание.
Маркс и Энгельс написали о «призраке коммунизма, бродившем по Европе», более полутора веков тому назад. Как показала история, эта астральная субстанция, побродив по континенту, особенно по России, сгинула в Лету.
В России нового тысячелетия востребован призрак белобородого яснополянского старца-провидца, несущего народу не красивые коммунистические идеалы, и не капиталистические извращающие реалии, а неподвластные времени вечные истины.
Он вроде уже бродит по нашей стране, сильно нуждающейся в это сложное время в национальной консолидирующей идее и духовном Учителе. Вам не кажется?