Перед началом заседания участники собрания почтили минутой молчания память недавно ушедшего бывшего главы муниципального образования «Левашинский район» Нурбаганда Гапизова.
Открывая собрание, Саид Амиров сказал:
— На повестке дня у нас сегодня девять вопросов. Первый – «Об участии муниципальных образований в профилактике экстремизма и ликвидации последствий его проявлений».
У нас в Дагестане экстремизм имеет политико-религиозную окраску. Вы все знаете, что он является частью международного религиозного экстремизма.
Как признал Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, для успешной борьбы с этим явлением нужны международные усилия, согласованные подходы и даже создание международных контртеррористических формирований.
В настоящее время в мире насчитывается около 500 террористических организаций. Экстремизм быстро развивается, осваивая все более опасные и разрушительные методы.
Ярким подтверждением этого являются подрывы поездов, взрывы на станциях метро в Москве, террористические акты в Махачкале и Кизляре с большим числом человеческих жертв.
Согласно законам одним из полномочий муниципального образования является участие в профилактике экстремизма и терроризма. Эта работа должна вестись совместными усилиями с активным участием общественности…
Мы должны обратить внимание на возможности коммунальных служб. Они видят многое, знают многое. И они могут оказать большую помощь правоохранительным органам.
С обширным докладом по данному вопросу выступил заместитель Главы Администрации города Ферезула Кахриманов. Он, в частности, сказал:
— Терроризм и экстремизм не только создает угрозу безопасности населения, но и напрямую влияет на экономическое положение региона. Инвесторы не вложат средства туда, где неспокойно…
В соответствии с Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» муниципальные образования участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации их последствий.
В этой работе город Махачкала как столица имеет свои особенности. Здесь расположены федеральные и республиканские органы власти, много учебных заведений и мест массового пребывания людей.
Три четверти всех потенциально опасных объектов республики находятся именно здесь.
Работа ведется планово, в соответствии с концепцией безопасности города. На основании этой концепции разработана комплексная целевая программа обеспечения безопасности, которая и реализуется на практике…
При Администрации Махачкалы работают комиссии, которые являются рабочим органом исполнения этой и других подобных программ.
Борьба с терроризмом и религиозно-политическим экстремизмом осуществляется через Антитеррористическую комиссию, которую возглавляет лично Глава муниципального образования С.Д. Амиров, и городскую комиссию по противодействию религиозно-политическому экстремизму…
Подобная работа проводится и в других муниципальных образованиях.
В частности, мы в своей работе большое внимание уделяем обеспечению безопасности школ и дошкольных учреждений. Для этих целей создано охранное предприятие «Кольт», в котором работают около 570 человек. Вместо сторожей в муниципальных учреждениях теперь работают охранники. Ими взяты под охрану 130 объектов, в т.ч. 70 школ, 65 детских садов.
Служба обеспечена автотранспортом, радиостанциями «Кенвуд», работники прошли обучение на базе учебного центра МВД.
Во время мероприятий охрана учебных заведений дополнительно усиливается работниками правоохранительных органов.
Работают социально-профилактические центры, которые координируют работу дружинников.
Активно ведется работа по созданию опорных пунктов для работников милиции. Распоряжением Главы города выделены средства на капитальный ремонт 8 опорных пунктов.
Но есть еще вопросы, которые необходимо решать в срочном порядке.
Например, регистрация граждан, постоянно проживающих в Махачкале, но прописанных в других населенных пунктах… Эта работа должна проводиться, в частности, Федеральной миграционной службой, но фактически она не проводится. Неизвестно, кто прибыл, когда, с какой целью. Также необходимо повысить эффективность проводимых мероприятий по проверке паспортного режима.
Очень важный вопрос, задержка с решением которого приводит к росту недовольства населения. Неоднократно в республике проводились спецоперации, совершались террористические акты, но практически по всем фактам следственные органы возбуждали уголовные дела по статьям «Убийство», «Покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов» и иным, не относящимся к террористической деятельности и пресечению террористических актов.
В то же время в соответствии с постановлением правительства возмещение вреда производится только при совершении террористических актов и чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях не происходит возмещение. Сегодня по этим делам ущерб составляет более 120 млн рублей. Люди звонят, возмущаются, ищут помощи.
В каждой спецоперации повреждается множество квартир. А муниципальное образование не имеет на цели возмещения ущерба средств…
Также большая проблема в том, что имеют место факты использования не по назначению сотрудников ППС, УГИБДД, участковых уполномоченных милиции.
В Махачкале охрана порядка осуществляется двумя полками ППС численностью 1025 человек. К сведению, в 2005 году их численность составляла 1800 человек.
Реально в городе осуществляет работу только Первый полк, численностью 624 человека, поскольку Второй полк численностью 521 человек полностью задействован на охране объектов и должностных лиц правоохранительных структур.
При этом личный состав Первого полка ППС нередко привлекают к обеспечению режима КТО за пределами города.
По городу 408 работников ГИБДД, хотя по нормативам требуется 1200, ежедневно 40-50, иногда до 100 человек задействуют на посторонние задачи.
И начальнику ГИБДД и министру внутренних дел надо обратить внимание на эту ситуацию.
Еще один важный вопрос – контроль за выездом дагестанской молодежи на учебу в заграничные учебные заведения. Этот вопрос остается нерешенным, так как имеются многочисленные обходные пути для преодоления установленных ограничений.
По последней информации, более 300 выехавших. Непонятно, где они и чем занимаются.
До сих пор много говорилось о программе «Безопасный город». Вопрос все еще остается открытым. Такой же вопрос – с созданием единой системы управления дорожного движения.
Кстати, она стоит всего 100 млн рублей – это всего годовая зарплата на 1000 недостающих нам сотрудников.
На совещании активно выступил, в частности, Капур Исаев, глава Администрации МО «Карабудахкентский район». Он сказал:
— Не следует соответствующим структурам обвинять в бездействии глав администраций. В частности, у нас только в этом году состоялось 3 заседания антитеррористической комиссии, куда мы приглашали имамов мечетей…
Прокурор Республики Дагестан в своем выступлении отметил:
— Действительно, муниципальными органами власти проводится большая работа. Но в чем-то мы все же проигрываем.
Эмиссары боевиков ведут большую пропагандистскую работу. А многие наши мероприятия сводятся лишь к заорганизованной форме. При этом адресной работы в отношении представителей молодежи явно мало. Нами нужна контрпропаганда. А ее пока недостаточно.
Начальник службы ФСБ РФ по РД по городу Махачкале Александр Горлов поддержал предложения прокуратуры республики:
— Мы также предлагаем активизировать работу с молодежью. Особенно с такой группой, как неорганизованная молодежь…
Администрации МО оказали бы существенную помощь, если бы проработали вопрос о том, чтобы продажа на автостанциях билетов была адресной.
Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Бекмурза Бекмурзаев сказал:
— Муниципальные образования являются одним из основных субъектов противодействия экстремистской деятельности…
Мы призываем вас активнее бороться против терроризма и экстремизма. Но знаем ли мы — против кого и против чего боремся?..
Религиозные организации, как и все оказавшиеся здесь, оказались неподготовленными к такому развитию ситуации. Но мы имеем те религиозные организации, которые имеем. Тем не менее еженедельно проповедью охватывается от 500 до 700 тыс. чел.
Министр также рассказал о религиозных сектах, потенциально очень опасных, запрещенных в России как экстремистские организации, но существующих и развивающихся в Дагестане. Подобные секты у нас ведут пропаганду, привлекают новых сторонников и даже отправляют желающих получить более полные знания в Пакистан, Индию и Бангладеш.
Глава Администрации Махачкалы Саид Амиров предложил Миннацу оказать помощь муниципальным образованиям информацией о конкретной деятельности потенциально опасных сект. Он также отметил, что уже сегодня есть необходимость изменить отношение органов власти к людям, пострадавшим от террористической и связанной с терроризмом деятельности.
— Вот, к примеру, совершен крупный теракт против городского батальона ГИБДД. Там пострадали многие работники милиции. В то же время там было уничтожено более 100 машин как принадлежавших милиционерам, так и не принадлежавших им. Но никто не восстанавливает, не компенсирует гражданам ущерб. Потому что уголовное дело возбудили не по той статье. И все обращаются в муниципалитет, ко мне как к Главе Администрации.
Почему такое происходит?
Преступление надо называть своим именем. И властям всех уровней нельзя пренебрегать мнением населения. Такими действиями мы настраиваем население против системы и день за днем сдаем позиции.
Глава МО «Казбековский район» Абдула Махачев сказал:
— Я думаю, что важнее профилактики экстремизма для нас сейчас работы нет. У нас в Казбековском районе очень тревожная ситуация. Только за последние 4 месяца боевики взорвали блокпост, произвели обстрелы милиционеров и нападение на поселковое отделение.
У нас большая часть района – 26 тыс. га. – это леса. И в этих лесах экстремисты чувствуют себя вольготно. В то же время удивляет спокойствие общества. Словно сейчас какое-то мирное сосуществование с этими людьми. Какие-то отдельные спецоперации на танках, БТРах проводятся. Но эти методы работы недостаточны.
К примеру, сейчас милиционерам дана установка не входить в лес.
Я сам отец двух офицеров милиции. Я тоже не хочу, чтобы они рисковали. Но так тоже нельзя. Много теоретиков в этом вопросе. Но это ничего не даст.
Бандитов надо там, в лесу, уничтожать. А так, вы видите, баланс потерь – 50 на 50. Надо срочно менять методы работы!
На заседании обсуждались также иные вопросы, касающиеся повседневной деятельности муниципальных образований. Но, по мнению большинства участников собрания, вопрос о профилактике экстремизма сегодня наиболее важный, даже ключевой.
Подводя итоги собрания, Саид Амиров сказал:
— Безусловно, правы те выступающие, которые отметили, что одними выступлениями этот наболевший вопрос не решить. Тут нужна системная, комплексная работа. И она уже началась…
У нового Президента Республики Дагестан Магомедсалама Магомедова позитивный настрой – добиться мира и благополучия для республики…
Необходимо системно решать социальные вопросы, увеличивать число рабочих мест и т.д. В этой работе необходимо активнее опираться на помощь населения и муниципалитеты.
Сегодня состоялось обстоятельное деловое обсуждение, которое, безусловно, послужит делу профилактики экстремизма.