Суфий, ставший на тарикатский Путь, изначально должен блюсти все требования шариата в самом широком смысле этого понятия, ибо дальнейшее его духовное продвижение к Цели невозможно без соблюдения данного условия.
Шариат охватывает как внешние действия (амали захири) человека, так и внутренние его состояния (амали батини).
Согласно распространенному среди суфийских кругов мнению, фикх отражает амали захири, а для обозначения амали батини используется понятие «тассаввуф». Этот термин принято переводить как «мусульманский мистицизм», хотя об адекватности такого перевода можно и поспорить, поскольку смысловое содержание оригинала не совсем совпадает с параметрами эквивалента.
В мусульманском сознании шариат воспринимается как исламский образ жизни, который обеспечивается строгим соблюдением в практической жизни многочисленных правил человеческого поведения. Эти правила состоят из множества разнообразных норм – религиозных, нравственных, юридических, бытовых, ритуальных и других. Данные нормы не обособлены друг от друга и воспринимаются в индувидуальном и общественном сознании как взаимосвязанные параграфы универсальной конституции. Этот «Основной закон» охватывает все правовые отрасли и этические нормы в совокупности с моральным кодексом мусульманина.
Шариат не только однозначно указывает на дозволенное и запретное, но и дает четкие понятия промежуточных деяний. Вот как в соответствии с его положениями градируются все человеческие деяния:
— фарз – то, что подлежит обязательному исполнению;
— ваджиб – то, что очень желательно, оно близко к фарзу, но все же не обязательно;
— мандуб – то, что нейтрально, его исполнение или неисполнение ни похвально, ни порицаемо;
— макрух – то, что не запретно, но крайне не желательно, оно близко к запретному;
— харам – то, что категорически запрещается.
Кроме того, существует еще такое понятие, как «муба», которое используется для обозначения действий и деяний, в отношении которых нет никаких указаний в шариате, они не попадают ни в одну из вышеприведенных категорий.
Беспрекословное исполнение норм шариата является необходимым условием для становления адепта на суфийский Путь тариката.