… Не меркнет память в сердцах людей, знавших великую актрису. Согретые когда-то теплом ее души, они пронесли его через свою жизнь. Такая была она удивительная женщина – добрая, щедрая, способная понять чужую боль и помочь.
Велико было ее влияние на людей. Да иначе и быть не могло. Личность такого масштаба.
Своими воспоминаниями о ней делится двоюродный брат – Александр Татамович Мурадов. Александр Татамович – полковник в отставке, военный летчик-испытатель, командир авиационной эскадрильи.
Сегодня он на заслуженном отдыхе, прожил интересную, насыщенную событиями жизнь. Воевал, защищал небо Родины. А на выбор этой героической профессии самое непосредственное влияние оказала Барият Солтанмеджидовна.
Александр Татамович рассказывает, как на семейном совете, куда собрались все родные, решался вопрос его будущей профессии.
Семья Мурадовых прославилась своими талантами. Все одаренные, не мыслящие жизни без сцены. Кем быть Александру Татамовичу? Тоже идти в артисты? Родные склонялись к такому решению.
Но тут свое веское слово сказала Барият Солтанмеджидовна. – Должен быть в семье мужчина, чья профессия – защищать Родину, — заявила она. И все согласились. Судьба молодого человека была решена. Он поступил в летное училище и, окончив его, стал военным летчиком.
Александр Татамович считает, что наконец-то восторжествовала справедливость: установлен памятник Барият Мурадовой. Долго шли к этому, много сложностей преодолели. И вот теперь вернулась Барият – молодая, прекрасная с нежным задумчивым взором…
Серьезное влияние оказала Барият Солтанмеджидовна и на другого человека, близко ее знавшего. Это Шарабутдин Шугабитдинович Сулейманов. Шарабутдин Шугабитдинович трудится в системе ГТРК «Дагестан», член Союза журналистов и Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры РД, отличник телевидения и радиовещания СССР.
Шарабутдин Шугабитдинович – автор стихов и песен. Его песни исполняют известные кумыкские певцы. Сам он дружит с артистами Кумыкского театра, мечтает работать там, когда хоть немного освободится от повседневных дел и забот.
Он выбрал творческую профессию, и выбор этот связан с Барият Солтанмеджидовной.
… Ему было 13 лет, когда впервые увидел он ее. Труппа Кумыкского театра приехала со спектаклем в родное село Шарабутдина Шугабитдиновича. Игра актеров поразила подростка. Особенно запомнилась молодая, красивая, искрометная Барият Мурадова.
Он «заболел» театром, интересовался актерской профессией, начал писать стихи. Сам актером пока не стал, но среду обитания для себя определил творческую: общение с людьми искусства, поэтами, писателями, художниками…
Позже, уйдя в журналистскую профессию, Сулейманов часто встречался с актрисой, он освещал все ее премьеры, готовил интервью с ней, телепередачи. Эти встречи переросли в дружбу, Барият Солтанмеджидовна умела дружить, ценила друзей.
Она была проста в общении, приветлива, гостеприимна. Шарабутдин Шугабитдинович часто бывал у нее дома. Она жила очень скромно, на небольшую пенсию. Но гостей встречала всегда очень радушно: обнимала, усаживала на диван, готовила угощение. Живо и искренне интересовалась делами гостя, его настроением, безо всяких просьб предлагала свою помощь.
Работать с ней было легко и просто, хотя она умела отстоять свою точку зрения. Могла быть певицей, композитором, драматургом… Поистине Бог наградил эту женщину талантами.
Сулейманов считает, что памятник ей давно уже должен был стоять возле театра, а не только сейчас. Недополучила она при жизни заслуженных почестей.
Что касается самого монумента, то, на его взгляд, он должен бы изображать актрису уже в зрелом возрасте, а не в молодом. Но такой вариант был предложен родными актрисы, и такой ее увидят все почитатели таланта великой актрисы – юной девушкой с устремленным в небо взглядом, у которой впереди вся жизнь и вечность…