Мурад АХМЕДОВ: «Нам не хватает «партии золотой середины»

– Мурад, знаю тебя уже давно, и всегда ты разрабатывал и реализовывал с разной степенью успешности различные полиграфические, а точнее, издательские проекты. А что в твоем портфеле сегодня?
– Издательством «Дагестанский писатель», которое я возглавляю уже четвертый год, готовятся к изданию целые серии новых интересных проектов. Это – подарочные альбомы о городах Дагестана: в частности, альбом старинных открыток «От Порт-Петровска до Махачкалы: прогулки по старому городу», «Махачкала – жемчужина гор у Каспия», «Дербент – перекресток эпох» и другие. В серии «Поэтическое наследие» мы планируем выпустить тематические сборники стихов дагестанских поэтов «Гимн матери» и «Строки, опаленные войной», в серии «Первая дагестанская энциклопедия» – энциклопедии «Мой Дагестан», «Расул Гамзатов», «Дагестанский аул». В серии «Дагестан: наследие веков» выйдут книги «О бурных днях Кавказа» и «Дагестан в легендах и преданиях». В серии «Дагестанские писатели – детям» планируем переиздать лучшие детские стихи и сказки наших выдающихся мастеров художественного слова. В серии «Новое имя» – первые сборники молодых дагестанских литераторов.
В 2009 году нами была основана новая серия биографических книг-альбомов о жизни выдающихся общественных и политических деятелей республики: «Дагестан: личность и время». В этой серии уже вышло несколько книг, посвященных видным дагестанцам, в частности, «Кавказец родом из Цада» о Расуле Гамзатове, «Созидатель» о мэре Махачкалы Саиде Амирове, «Лидер» о почетном председателе Госсовета Дагестана Магомедали Магомедове. Это своеобразные документальные фильмы на бумаге. Готовятся к изданию в этой серии книги об известном государственном деятеле Розе Эльдаровой, видном ученом Расуле Магомедове, первом дагестанском космонавте Мусе Манарове и других знаменитых дагестанцах и россиянах.
И хотя сейчас часто сетуют на падение интереса к чтению, хорошие книги по-прежнему востребованы. Наши новые проекты чаще всего реализуются за счет спонсорских средств, и здесь неоценима заслуга Администрации Махачкалы и мэра дагестанской столицы Саида Амирова, благодаря личной поддержке которого увидели свет сразу несколько значимых издательских и литературных проектов – альбомы «Журавли Расула Гамзатова» и «Берегите друзей», книга «Махачкала – горная столица у моря» и другие издания.
– На какие размышления тебя, творческого человека, наводят результаты твоей деятельности? Одним словом, получаешь ли удовлетворение от того, чем занимаешься?
– Мне повезло, потому что я всегда занимался любимым делом. Я люблю свою профессию, работу со словом, с книгами. В детстве, когда я перелистывал красивые книги, всегда хотел постичь премудрости профессии издателя. Создание книги казалось мне тогда таинством. Никогда бы не подумал, что сам смогу реализовывать большие издательские проекты, доводя их от идеи до книжной полки.
В Дагестане и в России существует дефицит литературы о Кавказе. Речь идет о широком круге изданий – от подарочных фотоальбомов до серьезной художественной литературы. Издательство «Дагестанский писатель» давно поставило перед собой амбициозную, но, как мне кажется, разрешимую задачу – удовлетворить читательский спрос, издавая качественную литературу о Дагестане.
Я убежден, что без осуществления комплекса мер по реализации разноплановой издательской программы, которая покажет Дагестан, что называется, во всей красе, с его неповторимым и уникальным достоянием, невозможно будет создать позитивный имидж Страны гор. Сегодня в Дагестане немного изданий, которые могут на должном уровне представить республику и ее жителей и на всероссийском, и на международном уровне. Культурное наследие Дагестана остается достоянием узкого круга людей. Но ведь мы можем показать это бесценное достояние миллионам и на современном уровне, рассказать о своих интеллектуальных, литературных, природных, исторических, культурных и архитектурных богатствах.
– Есть ли у тебя ощущение свободы творчества?
– Как показывает история, отнять у человека чувство свободы очень трудно. Сейчас модно говорить о какой-то эфемерной абсолютной свободе, которая, наверное, предполагает и свободу от собственной совести. Но я не сторонник такой свободы-вседозволенности. Я признаю свободу самовыражения как главное условие созидательного творчества.
– А как ты можешь оценить уровень свободы слова в Дагестане?
– Свобода слова – во все времена понятие относительное. Дагестан не исключение. Мне кажется, нам не хватает партии золотой середины. У нас только два лагеря. Одни стремятся видеть только плохое (чаще всего не по велению сердца, а по заказу). Другие предпочитают говорить лишь об успехах (это выглядит смешно, а порой – просто глупо). Эта поляризация взглядов вредна для страны и для общества. Мы за четверть века так называемой гласности так и не научились говорить, а главное – выслушивать настоящую правду. Многие используют широкие возможности, предоставляемые современными средствами массовой информации, как бактериологическое оружие, заражая общество опасными информационными бациллами. С телеэкранов и газетных страниц нередко льется откровенная ложь. Но, как ни странно, самое страшное не это. Хуже то, что на правду никто не реагирует. Любая информация, кажущаяся в этот миг сенсационной, тут же тонет и растворяется в рутине ненужных новостей. Кажется – показали, рассказали, – и завтра проблема решится, а на деле ничего не происходит. Слишком большой поток информации обрушивается на человека. В этом информационном цунами трудно сориентироваться даже тем, для кого это – профессия, что уж говорить о простых людях.
– Считаешь ли ты себя человеком удачливым?
– Если считается, что родиться в семье писателей – удача, наверное, да. А если серьезно – грех жаловаться. Судьба предоставила мне возможность с самого юного возраста общаться и работать с очень интересными людьми, неординарными личностями, учиться у них. Моими собеседниками не раз были такие выдающиеся люди, как Расул Гамзатов, Магомедали Магомедов, Саид Амиров, Роза Эльдарова, Магомеднури Османов и другие видные дагестанцы. Этих людей многие видели только на телеэкране или газетных страницах, а мне посчастливилось с ними подолгу общаться лично. Разве это не истинная удача для публициста?
– Есть ли такой человек, с которым ты советуешься в минуты отчаяния?
– Да, время, к сожалению, дает сегодня немало поводов для отчаяния. Для меня всегда лучшим советчиком и другом была мама. Она в отличие от меня неисправимая оптимистка. Именно она научила меня мыслить смело, масштабно, зреть в корень и работать на результат.
– Как, на твой взгляд, сегодня в республике обстоит дело с изданием различных журналов? Знаю, что и тебя не миновал сей «грех». Хотелось бы побольше узнать об их целесообразности и актуальности.
– Увы, появление глянцевых журналов превращается в Дагестане в эпидемию. Мир гламура оказался притягателен для многих дагестанцев. «Там некогда бывал и я», – как писал Пушкин. В этом деле я не новичок. Успел поработать главным редактором республиканской газеты «Дагпресс-инфо», заместителем главного редактора государственного журнала «Дагестан», директором издательского дома «Эпоха», с чистого листа создал и два года вел, будучи шеф-редактором, один из самых успешных на сегодняшний день дагестанских глянцевых журналов «Проджи». Но журналы журналам рознь.
Появление разноплановых современных журналов само по себе явление положительное. Они рисуют картину жизни в той или иной области, дают срез активности делового сообщества, отражают новости мира шоу-бизнеса и проч. Газеты у нас в основном черно-белые, а те, что в цвете, выходят на плохой бумаге. Глянец же дает возможности подать любую новость по-иному, использовать весь возможный изобразительный потенциал. Беда в том, что общедоступные компьютерные технологии вселили во многих уверенность, что журнал может делать каждый, поэтому появляются эдакие информационные уродцы с текстами и картинками из Интернета и зубодробительными колоночками «главредов» на псевдорусском языке. Есть, конечно, более или менее приличные издания, но их все-таки раз-два и обчелся. В основном, увы, такие таблоиды – это учебники по тому, как не надо делать печатное издание.
– Ты уже заявил о себе как о вдумчивом литературоведе. Не кажется ли тебе, что многие молодые дагестанские литераторы действуют по принципу «не боги горшки обжигают…». Писатель Михаил Веллер в своей «Технологии рассказа» говорит: «Распространенное заблуждение «не важно, как писать, важно что», происходит от непонимания художественности литературы, от непонимания единства содержания и формы, в которой содержание реализуется, происходит от литературного невежества…» Согласен ли ты с такой постановкой вопроса?
– Согласен. Сейчас и в публицистике, и в литературе модно так называемое «новаторство» (специально ставлю это слово в кавычки, потому что новаторство настоящее – это созидательный поиск, а не разрушительное декадентство). Я бы его классифицировал как агрессивный нигилизм. Что же проповедуют новоиспеченные «гуру» от литературы? Классики-де не так писали (да и вообще, что значит классика, когда нет незыблемых авторитетов?). Или нам пытаются внушить, что наши предки этих самых классиков не так трактовали (и надо бы их переписать и перечитать). Но за этим апломбом обычно нет никакого аналитического и творческого багажа. В лучшем случае лишь тонкие брошюрки с литературой ни о чем, которую уже можно выделить как отдельный жанр. Считаю, что литературные пробы следует начинать только тогда, когда прочитаны хотя бы основные классические произведения в том или ином жанре. А у нас иные молодые стихотворцы на вопрос, кто ваш любимый поэт, поднатужась, после длинной паузы отвечают: «Пушкин»… Да вот беда, не могут вспомнить ни одного конкретного стихотворения классика. Ничего не читают, но пишут сами. Ужасно пишут! Зато мнят себя гениями!
– Писатель Юрий Мамлеев говорит, что «писатель всегда – инакомыслящий». Что ты лично вкладываешь в понятие «инакомыслящий»?
– У нас путают инакомыслие с перманентной оппозицией. Инакомыслие – это естественное желание любого нормального человека изменить и переосмыслить жизнь так, чтобы в ней не было негатива, с которым ему приходится сталкиваться каждый день. Быть инакомыслящим, по-моему, не только думать не так, как все, но прежде всего быть правдивым по отношению к себе, а уж потом учить других. У нас не только в политике, но и во всех других сферах «инакомыслящая» оппозиция, к сожалению, часто существует в извращенной форме, живя по принципу: начальник – дурак, потому что не я начальник, а если я начальник (пусть даже я в десять раз хуже предыдущего), то все должны быть счастливы. В одной из последних своих бесед с Расулом Гамзатовым я поинтересовался у мэтра, что он считает сегодня главным, и получил лаконичный ответ: «Нам нельзя уходить от правды». Я так и назвал интервью. Быть инакомыслящим, не плыть по течению, не петь в хоре – еще не значит отрицать всё и вся.
– Внимательно прочитал одну из твоих статей, из которой понял, что ты как гражданин, как творческий человек одобряешь ту модель развития Дагестана, которую предлагает в своем Послании Народному Собранию РД Президент Республики. Что тебе показалось особенно удачным в этой концепции?
– Думаю, Магомедсалам Магомедов очень точно определил то, что нужно делать, чтобы созидать Дагестан современный. Его послание стоило бы назвать манифестом, призывающим все созидательные силы республики объединиться для достижения общей цели. Надо делать ставку на завтрашний день, а не цепляться за призраки прошлого. У нас великая история, великая культура, перед нами великие примеры. Но грош цена всему этому, если о нашем великом наследии не знают, и что хуже – часто даже не хотят знать.
Плачевно и то, что многие хотят жить, как в Европе, или, как в Эмиратах, а вести себя продолжают так, как никогда не было принято даже в Дагестане. Надо отойти от двойных стандартов. Если жить по принципу: этот – чужой плохой – плохой, а этот наш плохой – хороший, что же мы тогда построим и кого воспитаем?
Нам нужно бережно хранить свою историю, но не превращать ее в инструмент для дестабилизации обстановки, а, наоборот, на ее великих примерах воспитывать молодое поколение созидателей. Надо понять, что память не существует сама по себе. Память – это тяжелая работа. Память – это лучший воспитатель. Недавно 9 мая перечитывал с сыновьями письма своего деда с фронта, где он описывает освобождение земель России, Украины и Белоруссии, пишет о зверствах отступающих фашистов. Думаю, что после подобного живого урока истории не надо будет дополнительно разъяснять детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас много говорят о гнусных попытках пересмотра истории, в частности, истории Великой Отечественной. Но я считаю, этот термин неправильным, так как пересмотр предполагает знание одной истории и противопоставление ей другой. У нас же в выхолощенную лихими 90-ми память молодежи, как на чистую флешку, пытаются записать вредоносный вирус нигилизма, сопряженного с бездеятельностью и безынициативностью.
– Разделяю твою точку зрения относительно того, что государство без идеологии, четкой и внятной, – это компьютер без процессора. Обозначь, хотя бы в общих чертах, каковой должна быть эта идеология?
– Мне кажется, главная проблема состоит в том, что мы погрузились в эпоху тотального неуважения всех ко всем. Младшие не уважают старших, люди не хотят или не могут уважать власть, верхи зачастую игнорируют низы, народ – государство, в котором живет. Требуют от мэра навести порядок, а сами не хотят бумажку донести до урны, бросают бутылки на дороге, заплевывают лифты и подъезды в собственном доме. Ругают власть, а мусор ставят у двери соседа. Все думают: пусть кто-то, а не я. И цепная реакция круговой безответственности разъедает общество. Истинного патриотизма мало, зато кое-где торжествует местечковая гордость и карликовый национализм. Современная дагестанская молодежная субкультура (а вернее было бы сказать, суббезкультурье) стала поводом для многочисленных КВНовских шуточек. Но по этому поводу надо не смеяться, а плакать, и всеми силами пытаться искоренить проявления разных «если чё жи есть жи» в нашей жизни.
Сегодня везде немало показухи. Вместе с тем даже реальные, созидательные действия власти зачастую не воспринимаются или несправедливо очерняются. Уже 24 года проходят на дагестанской земле основанные Расулом Гамзатовым и горячо поддерживаемые руководством республики и столицы Дни Белых журавлей, Дни памяти погибших во всех войнах, Дни поэзии. В Дагестан приезжают писатели и деятели культуры со всей России, и через них вся страна узнает истинный образ Дагестана, а не криминальную страшилку из СМИ. Но даже эти светлые дни некоторые «доброхоты» пытались очернить, оспорить их необходимость. Очернительство – это, увы, тенденция. Размываются критерии оценки того или иного явления. В людях стремятся пробудить низменные чувства. Порой читаешь иную газету и думаешь – в средневековье бы отправить этих провокаторов. Им самое место у костра инквизиции подначивать улюлюкающую толпу, подбрасывать поленья в костер, на котором сжигают праведников. Сейчас нагло оспариваются незыблемые, а точнее, заслуженные авторитеты. Аксиому стараются превратить в теорему. В головах людей смешиваются понятия добра и зла. Приведу пример из собственной практики. В организацию, в которой я работал директором, приняли на работу человека, который в первый же день зашел ко мне и спросил, любит ли вышестоящий начальник лесть! Вот так! Дагестанец! Прямо! Без обиняков! Я оторопел и подумал, какие задачи может выполнять такой вот, с позволения сказать, сотрудник. Оказалось, может, и что самое страшное – быстро пошел вверх по карьерной лестнице. Увы, из жизни исчезает святое чувство недовольства собой и появляется непонятно на чем основанное и откуда выросшее чувство превосходства, исключительности, избранности. И все это на фоне слабого интеллекта и образования. Это проблема не местная, а государственная, масштабная. Вернее, это еще не проблема – это цветочки, а ягодки, как говорится, будут потом… Эти нарождающиеся плоды зла придется пожинать всем, если не начать изменять жизнь к лучшему сейчас.
Надо возрождать образованность нации, доверие людей к власти, к государству, возвращать чувство страны, державы, Родины с большой буквы. Чтобы эти высокие понятия не разрушились, а укрепились, надо много работать. Нельзя ассоциировать родную землю с заплеванным асфальтом под ногами. Нужно вернуть на пьедесталы истинные авторитеты – в жизни, в литературе, в науке, в спорте. Что мы можем сделать для этого? Издавать и читать хорошие книги. Не молчать, не быть безразличным и беспомощным, больше работать, писать и говорить о том, что нужно сегодня обществу, Дагестану и России, и воплощать все это в жизнь.
Мне нравятся слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе». Это хорошая жизненная формула, которую не мешало бы сделать жизненным девизом каждому человеку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Комфорт-класс с национальным колоритом: флагманский проект федерального девелопера «Унистрой» в Махачкале

На проспекте Насрутдинова в Махачкале стартовало строительство нового жилого комплекса комфорт-класса Grand Bereg. Проект реализует федеральный девелопер «Унистрой». Рынок недвижимости...

За прошлую неделю в результате ДТП в Дагестане погибли 10 человек

  С 30 июня по 6 июля на территории республики было зафиксировано 27 ДТП, в которых, помимо погибших, 47 человек...

В Дагестане при падении футбольных ворот погиб шестилетний мальчик

Прокуратура Республики Дагестан инициировала проверку в связи с трагической смертью 6-летнего мальчика в Ногайском районе. Об этом заявили в...

Участники СВО и их семьи получат поддержку

В рамках конференции «Герои нашего времени», посвященной участникам Специальной военной операции, прошло секционное заседание № 4. На нем обсуждались...
spot_imgspot_img

Вводится мораторий на выдачу разрешений на НТО и строительство

Временно исполняющий полномочия главы г. Махачкалы Джамбулат Салавов провел аппаратное совещание с заместителями и руководителями структурных подразделений городской администрации. Салавов...

Поздравление ко Дню ГИБДД МВД России

Уважаемые сотрудники и ветераны Госавтоинспекции города Махачкалы! Примите поздравления с вашим профессиональным праздником – Днем ГИБДД МВД России! Ваша служба...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам