Досье «МИ»: Fлибек Ибрагимович Гаджиев родился в 1955 году в с. Тлярата Тляратинского района. Окончил школу, затем проходил службу в армии.
Выпускник филологического факультета ДГУ, Ленинский стипендиат. Позже (заочно) окончил факультет лесного хозяйства и ландшафтного строительства ДГУ.
Работал учителем, бы председателем Тляратинского районного собрания. Работал директором Присулакского лесхоза.
С 2005 года является руководителем Государственного учреждения «Республиканские леса» Агентства по лесному хозяйству РД.
Многократный чемпион Дагестана и Северного Кавказа по национальным видам спорта и сегодня входит в состав ветеранской сборной республики.
Награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР.
Женат, воспитывает четверых детей.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что далеко не все наши читатели знают, что Республика Дагестан является одним из малолесных субъектов Российской Федерации. Лесистость ее территории составляет около одиннадцати процентов.
Потому, естественно, вопросы охраны, защиты, воспроизводства и развития лесного хозяйства в республике всегда считались одним из важных секторов экономики. Ведь лес играет исключительную роль в процессах регулирования состояния окружающей среды и климата, представляет собой уникальную эколого-экономическую систему.
Одним из основных учреждений, входящих в ведение Агентства по лесному хозяйству РД, является ГУ «Республиканские леса» (прежде называвшееся ГУ «Дагестанское управление сельскими лесами»). В этом году управлению исполняется десять лет.
Накануне профессионального праздника наш корреспондент беседовал с руководителем Учреждения А.И. Гаджиевым.
— Алибек Ибрагимович, расскажите, пожалуйста, о целях и задачах вашей организации, специфике направления работы.
— Начну с того, что среди лесов Дагестана, имеющих большое народнохозяйственное значение, особое место занимают сельские леса сельхозорганизаций и сельских администраций, которые в отличие от лесов общегосударственного значения (Лесфонда) предназначены непосредственно обслуживать нужды сельских производителей и сельского населения в древесине, сенокосах, пастбищах и иных ресурсах леса.
Возможности сельскохозяйственных лесных угодий служат важным подспорьем для развития всех отраслей сельского хозяйства. Кроме того, сельский лес, находясь в непосредственной близости от сельхозугодий, сохраняет земельные массивы сельхозпредприятий и населения от водной и ветровой эрозии. И именно эти леса прежде всего обеспечивают благоприятную экологическую обстановку в окрестностях сельских населенных пунктов. Потому закрепление сельских лесов за сельхозорганизациями и сельскими администрациями – это реальная дотация всему сельскому производству и населению.
— То есть проблема давно нуждалась в официальном правительственном решении?
— Совершенно верно, леса сельхозорганизаций республики находились в расстроенном и неухоженном состоянии. В них не проводились лесоустройство и государственный учет лесного фонда, за исключением нескольких лесхозов. Систематически они подвергались самовольным рубкам, бессистемному выпасу скота, практически никем не охранялись. В этих лесах не проводились лесовосстановительные мероприятия, часто возникали пожары.
Охрана и защита сельских лесов затруднялась и тем, что расположены они в непосредственной близости от населенных пунктов и обширных прикутанных хозяйствах отгонного животноводства на землях более тысячи сельхозорганизаций. Отсутствие четко определенных границ между землепользователями и определенного порядка управления этими лесами, их доступность для самовольных рубок привели к изрядному беспорядку в них, а местами к полному разорению этих лесов. Вот для обеспечения функций государственного управления и контроля в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства подобных лесов и было создано наше управление в 2000 году.
— Что сегодня наиболее актуально в вашем хозяйстве в выполнении необходимых работ?
— У нас сегодня десять участковых лесничеств, обслуживающих двадцать три района. В том числе тридцать государственных лесных инспекторов, осуществляющих государственный контроль и надзор. Подчеркиваю, что мы являемся заказчиком на проведение работ по охране, защите и воспроизводству сельских лесов.
Должен сказать, что за эти годы состояние лесов существенно улучшилось. В них проводятся санитарные рубки, осуществляется контроль за охраной и защитой леса. При выявлении самовольных рубок на нарушителей составляются протоколы и передаются в судебно-следственные органы, проводятся плановые весенне-осенние ревизии обходов. Выявляемость лесонарушений повысилась в несколько раз, и сейчас такие случаи во многих районах единичны.
Также ежегодно проводится государственный учет сельского лесного фонда. В результате проделанной работы сельский лесной фонд увеличился почти в три раза и сегодня составляет двести одиннадцать тысяч гектаров, а это около пятидесяти процентов от общей площади земель Лесфонда РД.
— Скажите, а есть у вас лесные объекты в частной собственности, как в некоторых регионах страны.
— Нет. Исключительно все сельские леса в настоящее время находятся в собственности Республики Дагестан. Есть у нас шесть арендаторов. Отведено им лишь шестнадцать гектаров, и работают они под нашим контролем.
— Насколько я знаю, серьезных лесных пожаров этим знойным летом удалось избежать.
— Считаю, что была проделана серьезная работа в подготовке к пожароопасному сезону. По нашим подразделениям был разработан оперативный план по тушению пожаров, конкретно согласованный с руководством администраций районов. Было создано десять мобильных групп из добровольцев сельского населения. Однако из-за уж очень аномальной жары семнадцать гектаров спасти не смогли, но погасить возгорание удалось быстро.
— Кстати, в Государственной Думе в последнее время говорилось о необходимости внесения изменений в действующий Лесной кодекс РФ, в том числе и о пожарных добровольных образованиях.
— Мы все только приветствуем подобные предложения, тем более если они будут исполнены как можно скорее. Добровольным дружинам крайне необходимо придать официальный статус. Нужно определить возможности их обучения, регулярной переподготовки, оснастить спецодеждой, хотя бы элементарным оборудованием. Сейчас у них только топоры и лопаты.
Очень поддерживаем и предложения о восстановлении службы государственной лесной охраны, также с соответствующим статусом и обязательным вооружением, чтобы жестко вести борьбу с нарушителями требований лесного законодательства.
— Останутся, видимо и другие проблемы, кто без них сегодня…
— Самая главная проблема – это недостаточное финансирование, необходимое на исполнение поставленных задач.
Решение этого вопроса позволило бы хотя бы увеличить штат инспекторов, приобрести несколько единиц специальной техники. У нас сейчас по участковым лесничествам всего десять автомобилей… А вообще профессия у нас такая, что неоптимистом быть невозможно.
Потому, пользуясь предоставленной возможностью, желаю всем работникам леса крепкого здоровья, семейного счастья, мира и, конечно, успехов в деле сохранения и приумножения наших лесных богатств.