Выставку можно назвать необыкновенной удачей: во-первых, потому что она уникальна: это первая и пока что единственная персональная фотоэкспозиция Амина Чутуева, и посетители, внимательно осматривавшие работы, казалось, пытались запомнить увиденное, чтобы надолго сохранить в памяти сам факт соприкосновения с фотоискусством знаменитого Чутуева. Во-вторых, ее можно назвать удачей для организаторов, прочувствовавших и восполнивших эстетический пробел в душевных исканиях разномастной публики, одинаково пресыщенной современностью. Кто-то искал свою гармонию внутреннего мира в чутуевских пейзажах, другие тяготели к атмосфере сельских аулов, где крыша одного дома была двором для другого, иные мысленно растворялись в образах горцев или любовались лицами известных людей, выхваченных чутуевским фотообъективом в разные годы их жизни. «В ретроспекции представлены разные жанры, в которых работал мастер, – панорамы и индустриальный пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная съемка. И все это снято очень талантливым человеком. В своих работах он сумел удержать образы уходящей эпохи. Это стало серьезным основанием для серьезного интереса к творчеству мастера», — подчеркивает автор проекта, директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева. Особая красота фотографий заключалась в их творческой непосредственности, люди, события не были приукрашены или статичны.
Большая редкость для того времени – фото А.Чутуева лишены выраженного идеологизма пропагандистского толка, в них видны живые люди, а не носители определенных политических взглядов, эти люди жили насыщенной жизнью, верили в идеалы, горели идеями, любили свой дом, близких, родину. И поэтому сегодня благодаря фотоискусству мастера мы волшебным образом переносимся в жизненное пространство, охваченное 20-60-ми годами XX века – туда, где нас не было, но где какие-то эпизоды будто созвучны тем, что мы видим в наши дни, но как-то иначе, не точь-в-точь. Панорамные виды аулов, сельхоздеятельность, обряды и обычаи, просто чьи-то добрые лица и выразительные глаза, в которые хочется смотреть не отрываясь, – наверное, творчество Чутуева невозможно охарактеризовать одним словом. Ясно то, что, оставаясь за кадром, Амин Чутуев стремился преломить стереотипы, создавая художественные фото как части одной сложной по мозаике картины с названием Дагестан. Амин Чутуев не открывает и не показывает нам Дагестан, он пропитывает нас любовью к малой родине, потому что каждое его произведение является источником этого сильного творческого чувства. Чутуев смог преподнести красоту сельского народа – простых дагестанцев, красоту труда, природы, дагестанского менталитета в целом. Наверное, все потому, что сам он был необыкновенно одаренной личностью: владел несколькими музыкальными национальными инструментами, пел, владел ювелирным искусством. Личные вещи фотохудожника также демонстрировались в стенах музея: фотоаппараты, музыкальные инструменты – то, чем жил Амин Чутуев, что волновало его более всего на свете. Он создал свою неповторимую галерею образов, которую еще предстоит открыть изумленным зрителям.
Нет смысла искать параллели его творчества с работами иных мастеров: чутуевский почерк очевиден, ведь, по сути, каждая творческая личность берет за основу одни и те же основы, но находит им новое — свое применение. Особенность красоты творческого таланта подметила куратор выставки Зарема Дадаева: «…С эстетической точки зрения – это блестящие фотографии. Мастерство фотографа оказалось замешанным не только и не столько на формальных приемах, сколько на глубокой внутренней романтике…».
Амин Чутуев работал в республиканских печатных изданиях советского периода: «ЛенинЕлу», «Багьараб байрахъ», «Дагестанская правда». В поездках и командировках он много фотографировал, причем выхватывал самые сочные и яркие эпизоды из жизни сельских жителей. Городские сюжеты несколько сдержанны, но не лишены эмоциональности. А в целом каждую работу можно считать оригинальной и запоминающейся, ведь автор творчески подходил к созданию своих фотопроизведений.
Прежде чем зритель увидел выставку, прошло немало лет, но и на подготовку к открытию потребовалось почти два года. Идея создать экспозицию Амина Чутуева принадлежит директору Музея истории города Махачкалы Зареме Дадаевой, поэтому известный фотохудожник Камиль Чутуев – сын Амина Чутуева – считает, что проведение экспозиции – это всецело заслуга Заремы Дадаевой, чутко контролировавшей процесс подготовительных работ. Это необычная выставка в рамках музея: потому что она действительно стала открытием для многих посетителей, не знавших о существовании такого известного фотохудожника, как Амин Чутуев. Имя Амина Чутуева оказалось незаслуженно забыто, поэтому экспозиция послужит в определенной степени восстановлением исторической справедливости пионера дагестанской фотографии, чье имя стало настоящим брендом в умах старшего поколения. Вспомнив о мастере, мы заново открыли его для себя, увидев прежде неизвестные авторские работы, и тем самым стали духовно богаче, уверена куратор проекта Зарема Дадаева.
Название выставки было подсказано авторской подписью в газетах «Фото А. Чутуева».
Первый заместитель Главы города Махачкалы Баганд Магомедов выступил с позиции зрителя, восхищенного увиденным, и человека, сопричастного к стихии искусства: «В чем смысл искусства? Это умение удивлять. Я знал Камиля Чутуева, но не имел представления о таком гениальном фотохудожнике, как Амин Чутуев. Это эзотерические работы, в них вложен и открывается глубокий смысл человеческого существования. Спасибо тем, кто это сохранил, и тем, кто раскрыл нам искусство Амина Чутуева».
— Каждая выставка в музее истории города Махачкалы — это событие, — отметила директор Музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова. — Глядя на работы Амина Чутуева, испытываешь чувство радости и гордости за то, что у нас был такой фотохудожник, восхищение от этих людей, от того Дагестана, который был и ушел в прошлое. Я вспомнила слова отца: «… я оставляю вам край прекрасных женщин и мужественных мужчин… мой Дагестан». Вглядываясь в эти работы, я вижу тех дагестанских женщин и мужчин. Отдельное спасибо Зареме Дадаевой, которая с любовью подошла к подготовке этой выставки. Надеюсь, что впредь при поддержке Администрации города появится большой и полный каталог работ Амина Чутуева.
Свои чувства от увиденного заместитель главного редактора газеты «Дагестанская правда» Олег Санаев описал кратко: «Я был изумлен работами. В моем понимании эта выставка, действительно, уникальное событие, которое случается раз в 100 лет».