Дагестан в объективе

Выставку можно назвать необыкновенной удачей: во-первых, потому что она уникальна: это первая и пока что единственная персональная фотоэкспозиция Амина Чутуева, и посетители, внимательно осматривавшие работы, казалось, пытались запомнить увиденное, чтобы надолго сохранить в памяти сам факт соприкосновения с фотоискусством знаменитого Чутуева. Во-вторых, ее можно назвать удачей для организаторов, прочувствовавших и восполнивших эстетический пробел в душевных исканиях разномастной публики, одинаково пресыщенной современностью. Кто-то искал свою гармонию внутреннего мира в чутуевских пейзажах, другие тяготели к атмосфере сельских аулов, где крыша одного дома была двором для другого, иные мысленно растворялись в образах горцев или любовались лицами известных людей, выхваченных чутуевским фотообъективом в разные годы их жизни. «В ретроспекции представлены разные жанры, в которых работал мастер, – панорамы и индустриальный пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная съемка. И все это снято очень талантливым человеком. В своих работах он сумел удержать образы уходящей эпохи. Это стало серьезным основанием для серьезного интереса к творчеству мастера», — подчеркивает автор проекта, директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева. Особая красота фотографий заключалась в их творческой непосредственности, люди, события не были приукрашены или статичны.
Большая редкость для того времени – фото А.Чутуева лишены выраженного идеологизма пропагандистского толка, в них видны живые люди, а не носители определенных политических взглядов, эти люди жили насыщенной жизнью, верили в идеалы, горели идеями, любили свой дом, близких, родину. И поэтому сегодня благодаря фотоискусству мастера мы волшебным образом переносимся в жизненное пространство, охваченное 20-60-ми годами XX века – туда, где нас не было, но где какие-то эпизоды будто созвучны тем, что мы видим в наши дни, но как-то иначе, не точь-в-точь. Панорамные виды аулов, сельхоздеятельность, обряды и обычаи, просто чьи-то добрые лица и выразительные глаза, в которые хочется смотреть не отрываясь, – наверное, творчество Чутуева невозможно охарактеризовать одним словом. Ясно то, что, оставаясь за кадром, Амин Чутуев стремился преломить стереотипы, создавая художественные фото как части одной сложной по мозаике картины с названием Дагестан. Амин Чутуев не открывает и не показывает нам Дагестан, он пропитывает нас любовью к малой родине, потому что каждое его произведение является источником этого сильного творческого чувства. Чутуев смог преподнести красоту сельского народа – простых дагестанцев, красоту труда, природы, дагестанского менталитета в целом. Наверное, все потому, что сам он был необыкновенно одаренной личностью: владел несколькими музыкальными национальными инструментами, пел, владел ювелирным искусством. Личные вещи фотохудожника также демонстрировались в стенах музея: фотоаппараты, музыкальные инструменты – то, чем жил Амин Чутуев, что волновало его более всего на свете. Он создал свою неповторимую галерею образов, которую еще предстоит открыть изумленным зрителям.
Нет смысла искать параллели его творчества с работами иных мастеров: чутуевский почерк очевиден, ведь, по сути, каждая творческая личность берет за основу одни и те же основы, но находит им новое — свое применение. Особенность красоты творческого таланта подметила куратор выставки Зарема Дадаева: «…С эстетической точки зрения – это блестящие фотографии. Мастерство фотографа оказалось замешанным не только и не столько на формальных приемах, сколько на глубокой внутренней романтике…».
Амин Чутуев работал в республиканских печатных изданиях советского периода: «ЛенинЕлу», «Багьараб байрахъ», «Дагестанская правда». В поездках и командировках он много фотографировал, причем выхватывал самые сочные и яркие эпизоды из жизни сельских жителей. Городские сюжеты несколько сдержанны, но не лишены эмоциональности. А в целом каждую работу можно считать оригинальной и запоминающейся, ведь автор творчески подходил к созданию своих фотопроизведений.
Прежде чем зритель увидел выставку, прошло немало лет, но и на подготовку к открытию потребовалось почти два года. Идея создать экспозицию Амина Чутуева принадлежит директору Музея истории города Махачкалы Зареме Дадаевой, поэтому известный фотохудожник Камиль Чутуев – сын Амина Чутуева – считает, что проведение экспозиции – это всецело заслуга Заремы Дадаевой, чутко контролировавшей процесс подготовительных работ. Это необычная выставка в рамках музея: потому что она действительно стала открытием для многих посетителей, не знавших о существовании такого известного фотохудожника, как Амин Чутуев. Имя Амина Чутуева оказалось незаслуженно забыто, поэтому экспозиция послужит в определенной степени восстановлением исторической справедливости пионера дагестанской фотографии, чье имя стало настоящим брендом в умах старшего поколения. Вспомнив о мастере, мы заново открыли его для себя, увидев прежде неизвестные авторские работы, и тем самым стали духовно богаче, уверена куратор проекта Зарема Дадаева.
Название выставки было подсказано авторской подписью в газетах «Фото А. Чутуева».
Первый заместитель Главы города Махачкалы Баганд Магомедов выступил с позиции зрителя, восхищенного увиденным, и человека, сопричастного к стихии искусства: «В чем смысл искусства? Это умение удивлять. Я знал Камиля Чутуева, но не имел представления о таком гениальном фотохудожнике, как Амин Чутуев. Это эзотерические работы, в них вложен и открывается глубокий смысл человеческого существования. Спасибо тем, кто это сохранил, и тем, кто раскрыл нам искусство Амина Чутуева».
— Каждая выставка в музее истории города Махачкалы — это событие, — отметила директор Музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова. — Глядя на работы Амина Чутуева, испытываешь чувство радости и гордости за то, что у нас был такой фотохудожник, восхищение от этих людей, от того Дагестана, который был и ушел в прошлое. Я вспомнила слова отца: «… я оставляю вам край прекрасных женщин и мужественных мужчин… мой Дагестан». Вглядываясь в эти работы, я вижу тех дагестанских женщин и мужчин. Отдельное спасибо Зареме Дадаевой, которая с любовью подошла к подготовке этой выставки. Надеюсь, что впредь при поддержке Администрации города появится большой и полный каталог работ Амина Чутуева.
Свои чувства от увиденного заместитель главного редактора газеты «Дагестанская правда» Олег Санаев описал кратко: «Я был изумлен работами. В моем понимании эта выставка, действительно, уникальное событие, которое случается раз в 100 лет». 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На жителя Дагестана возбудили уголовное дело за призывы к терроризму

Следственным отделом УФСБ России по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело в отношении местного жителя по статье 280 УК РФ...

Нового врио мэра Махачкалы представили руководящему составу администрации города

Нового врио мэра Махачкалы Джамбулата Салавова представили руководящему составу администрации Махачкалы. Представляя его коллективу, первый заместитель руководителя администрации главы...

Махачкалинка демонтировала незаконную постройку, чтобы выехать за границу

Сотрудники Главного межрегионального управления ФССП России обязали должника демонтировать незаконную постройку в Дагестане. По данным ГМУ ФССП России, одна из...

Махачкала обрела нового главу: Джамбулат Салавов занял пост мэра столицы

  Сегодня глава РД Сергей Меликов подписал указ о назначении экс-главы Минтранса РД Джамбулата Салавова мэром Махачкалы. Напомним, что ранее,...
spot_imgspot_img

Глава Дагестана прокомментировал назначение врио мэра Махачкалы Джамбулата Салавова

Глава Дагестана Сергей Меликов прокомментировал назначение Джамбулата Салавова временно исполняющим обязанности главы Махачкалы. Меликов выразил уверенность, что Салавов, ранее...

Джамбулат Салавов назначен врио главы Махачкалы

Глава Дагестана Сергей Меликов подписал указ о назначении Джамбулата Салавова временно исполняющим обязанности главы города Махачкалы. Ранее Салавов занимал пост...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам